О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCov)

Основные сведения

Структура и органы управления

Документы

Образование

Дополнительное образование

Образовательные стандарты и требования

Руководство и педагогический состав

Материально-техническая обеспеченность и оснащенность

Финансово-хозяйственная деятельность

Противодействие коррупции

Информационная безопасность

Организация питания в ДОУ

Доступная среда в ДОУ

Платные образовательные услуги

Ежедневное меню

Стипендии и иные виды материальной поддержки

Вакантные места для приема (перевода)

МБДОУ детский сад «Алёнушка» на сайте bus.gov.ru. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности (НОКО)

Методические материалы по защите прав субъектов персональных данных

Международное сотрудничество

Часто задаваемые вопросы

ПФДО

Аннотация к программам дошкольного образования

1. Аннотация к Основной образовательной программе МБДОУ детский сад "Алёнушка"

Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждениядетский сад "Алёнушка" (далее Программа) разработана на основе примерной программы дошкольного образования "От рождения до школы" Н.Е.Веракса,М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Основная общеобразовательная программа является программным документом, составленным с учетом достижений науки и практики отечественного дошкольного образования.

В Программе отражены:
- развивающая функция дошкольного образования;
- становление личности ребенка;
- индивидуальные потребности ребенка;
- сохранение уникальности и самоценности детства, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания, о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа опирается на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание и развитие, амплификации (обогащение) развития на основе организации различных видов детской творческой деятельности.

Особая роль уделяется игровой деятельности, как ведущей деятельности в дошкольном детстве. (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин).

В Программе учтены принципы Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение "ведет" за собой развитие.

Программное психолого-педагогическое сопровождение основано на научной концепции В.В. Давыдова: "… воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процессов, но при этом воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка".

В Программе комплексно представлены образовательные области, обеспечивающие развитие личности, мотивацию и способностей детей:
o "Социально-коммуникативное развитие"
o "Познавательное развитие"
o "Речевое развитие"
o "Художественно-эстетическое развитие"
o "Физическое развитие".

В ДОО воспитателями всех возрастных групп и специалистами разработаны рабочие программы, приняты Педагогическим советом ДОО и утверждены заведующим. Рабочая программа (далее - Программа) - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изученияобразовательных областей, основывающийся на федеральных государственных образовательных стандартах (региональном компоненте, компоненте дошкольного образовательного учреждения). Рабочие программы являются обязательной составной частью образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, разрабатываются воспитателями всех возрастных групп и специалистами на основе общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" или авторской программы для каждой возрастной группы.

Рабочие программы разработаны в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Закон РФ от 29.12.2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - закон РФ "Об образовании").
2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049-13, утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "15" мая 2013 года №26 (далее - СанПиН).
3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
4. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюст России 26.09.2013 №30038).
5. Приказ Минобрнауки России от 14.11.2013 г. № 30384 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
6. Основная образовательная программа МБДОУ детский сад "Алёнушка".

Рабочие программы определяют содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного учреждения. Обеспечивают развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей, учитывают интересы и потребности детей и родителей, воспитанников, приоритетные направления и культурно-образовательные традиции.

Цели программ: создание благоприятных условий для полноценного проживанияребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника; - развитие личности ребёнка, сохранение и укрепление здоровья детей, а также воспитание у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Задачи программ:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения;
- оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического здоровья;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.

В программах учтены климатические особенности региона: недостаточное количество солнечных дней и повышенная влажность воздуха.

Принципы и подходы к формированию рабочих программ:
- Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
- Принцип позитивной социализации ребёнка. Поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности.
- Принцип возрастной адекватности образования. Обязывает педагога осуществлять формирование способностей в соответствии с тенденциями возрастного развития занимающихся, т.е. применительно к естественно сменяющимся периодам онтогенеза.
- Принцип личностно - ориентированного взаимодействия. Находится в центре образования детей дошкольного возраста. Способ межличностного взаимодействия является важным компонентом образовательной среды и определяется, прежде всего, тем, как строятся взаимоотношения между педагогами и детьми. В рабочих программах заложено отношение к ребёнку как к равноценному партнёру.
- Принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой педагог взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
- Принцип индивидуализации образования. Ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним.
- Принцип интеграции содержания образования. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Программы реализуется в период непосредственного пребывания ребенка в ДОУ.

Содержание рабочих программ включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

Организованная образовательная деятельность осуществляется через групповую, подгрупповую, индивидуальную форму организации детей при этом используются следующие формы работы: беседа, игра, педагогические ситуации, экспериментирование, проект, праздник.

Образовательная деятельность осуществляется в ходе режимных моментов, в совместной деятельности педагога и детей: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для реализации рабочих программ имеется учебно-методическое и информационное обеспечение.

Реализуется тесное взаимодействие с семьями детей по реализации рабочих программ.

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов соответствии со спецификой дошкольного образования.

В программах обозначены формы работы для построения педагогического процесса.

2. Аннотация к рабочим программам групп раннего возраста

Программы строятся на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми раннего возраста и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 1,5 до 2 лет, и от 2 до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Содержание Программ соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Основные принципы построения и реализации Программы:
- научной обоснованности и практической применимости;
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематического построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образовании.

Цели Программ: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

3. Аннотация к рабочим программе второй младшей группы (с 3 до 4 лет)

Рабочая программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми 3-4 лет.

Основу рабочих программ составляет подбор материалов для развернутого перспективного планирования, составленного на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад "Алёнушка", а также на основе общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (обязательная часть Программы).

Рабочая программа составлена по образовательным областям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая на его индивидуальные особенности.

При разработке программы учитывалось комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, обогащение развития на основе организации разнообразных видов детской деятельности.

В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребёнка.

Цель программ - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребёнка.

Основной формой образовательной деятельности является занимательное дело, в процессе которого широко используются разнообразные игры, упражнения и игровые ситуации, демонстрационные картины и таблицы, раздаточный материал.

Знания, умения и навыки детей закрепляются в процессе повседневного общения с дошкольниками, во время прогулок, игр, самостоятельной деятельности.

4. Аннотация к рабочей программе средней группы (с 4 до 5 лет)

Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми средней группы и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 4 лет до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Содержание программы представлено в виде раскрытия целей и задач воспитания и обучения, направлений педагогической деятельности, перспективно-тематического планирования по разделам с учетом времени года и режимом пребывания в детском саду.

Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на специальных занятиях, в режимные моменты и в совместной деятельности педагога с детьми в течение всего дня. На занятиях используются разнообразные виды детской деятельности, методы и приемы работы с детьми, обеспечивающие динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяющие потребности ребенка в самостоятельной деятельности.

Цели Программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

5. Аннотация к рабочей программе подготовительной к школе группы (с 6 до 7 лет)

Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми подготовительной группы, и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 6 лет до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса детей подготовительной группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

В Программе указаны ведущие цели:

- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
- подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспи-танникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
- соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
- патриотизм;
- активная жизненная позиция;
- творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
- уважение к традиционным ценностям.

Рабочая программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего, дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.

6. Аннотация к рабочей программе учителя-логопеда, составленной на основе "Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи" под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой, С.А. Мироновой, А.В. Лагутиной.

Рабочая программа учителя-логопеда составлена на основе образовательной программы дошкольного образования, разработанной, принятой и реализуемой самостоятельно в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Рабочая программа составлена для образования детей с общим недоразвитием речи.

Цель: проектирование коррекционно-развивающей логопедической работы, максимально обеспечивающей создание условий для коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений.

Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи. Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

7. Аннотация к рабочей программе музыкального руководителя

Основная идея рабочей программы - гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства. Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" Н.Е.Веракса и др., на основе программы музыкального воспитания автора М.Б. Зацепина "Музыкальное воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7лет".

Рабочая программа отвечает требованиям ФГОС и возрастным особенностям детей.

Программа включает в себя следующие разделы:
- "Слушание";
- "Пение";
- "Музыкально-ритмические движения";
- "Игра на детских музыкальных инструментах".

В основу рабочей программы положен полихудожественный подход, основанный на интеграции разных видов музыкальной деятельности:
- исполнительство;
- ритмика;
- музыкально-театрализованная деятельность, что способствует сохранению целостности восприятия, позволяет оптимизировать и активизировать музыкальное развитие ребенка.

Цель рабочей программы: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.

Задачи рабочей программы:
- формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
- формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
- обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.

8. Аннотация рабочей программы педагога-психолога

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психологапо направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДОдля работы с детьми дошкольного возраста.

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным образовательным областям - социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие, в результате обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, что обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

Цель программы определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением познавательного и речевого развития; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- предупреждать возникновение проблем развития ребенка;
- оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития.
- повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;
- обеспечить психологическое сопровождение реализации образовательной программы и развития ДОУ в целом.

Содержание деятельности педагога-психолога в рамках психолого-педагогической комиссии ДОУ:
- работа с детьми;
- работа с педагогами;
- работа с родителями.

9. Аннотация к рабочей программе инструктора по физической культуре

Рабочая программа является общеразвивающей программой физкультурно-оздоровительной направленности. Программа предусматривает освоение содержания основной образовательной программы дошкольного образования, дополняет ее и способствует гармоничному физическому развитию детей, стимулируя их познавательную мотивацию, творческий потенциал, навыки здорового образа жизни, формирует интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой.
Программа составлена с учетом основных требований ФГОС ДО и его образовательной области "Физическое развитие", где приоритетом является приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма;
- развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

В программе предусмотрены основные принципы ФГОС ДО:
- принцип активного и полноценного проживания ребенком всех этапов детства;
- принцип наглядности;
- принцип непрерывности процесса физического воспитания;
- принцип последовательности построения системы занятий.

Методологическую основу рабочей программы составляют педагогические научные разработки по интеграции двигательной и познавательной деятельности с учетом личностно-ориентированного и индивидуального подхода (В.И. Андреева, В.В. Беловой, В.П. Беспалько, В.З. Вульфова, З.А. Красновского, М.М. Кулибабы, И.Я. Лернера).

В содержании заложены амплификация детского развития (обогащение развития ребёнка как личности) А.В. Запорожца - максимальное обогащение содержания специфически детскими формами игровой практической деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослыми с целью формирования психических свойств и качеств,а также развития у ребёнка потребности в движении (двигательной инициативы). Педагогической целесообразностью Программы являются перспективныеинициативы в физическом развитии детей, связанные с безопасной здоровьесберегающей образовательной средой и социально - значимыми ценностями.
В Программе указаны целевые ориентиры образования и воспитания в области физической культуры в дошкольном образовательном учреждении это - освоение детьми основных видов движений, приобретение определенной системы знаний о физических упражнениях;
o овладение техникой движения, последовательности его выполнения, мышечного напряжения собственного тела;
o осознание оздоровительного воздействия физических упражнений на организм;
o умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной и двигательной деятельности;
o освоение физкультурной и пространственной терминологии ;

Развитие физических качеств - это приобретение грации, пластичности, выразительности движений воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей. А также развитие личностнойсферы дошкольника - это активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях.

10. Аннотация к Адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра

Сейчас равноправное и полноценное дошкольное образование имеют возможность получать все дошкольники, вне зависимости от состояния их здоровья (ОВЗ и инвалидность) в условиях реализации ФГОС ДО.

В настоящий момент единой стандартизированной специальной образовательной программы для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) не существует. Возникла необходимость создания специальной Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (АОП) с целью обеспечения полноценного комплексного обучения и воспитания, развития и коррекции детей с РАС, посещающих ДОУ.

Для определения оптимально оправданной образовательной, воспитательной и развивающей деятельности детей с РАС в ДОО разработана Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра, которая является программным документом для ДОО. 

Реализация АОП предполагает создание специальных условий для получения коррекционного образования - это:
- использование специальных методов обучения и воспитания, методических пособий, дидактического материала;
- организация психолого-педагогического сопровождения в учебно-воспитательном процессе, комплексная помощь специалистов ДОО: учителя-логопеда, дефектолога, педагога-психолога,тьютора, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя, совместно с родителями воспитанников;
- индивидуальные занятия с учителем-логопедом, дефектологом, педагогом-психологом, тьютором;
- создание условий для развития эмоциального и социального потенциала ребенка, формирование познавательной сферы и коммуникативных умений. Развитие мелкой моторики, сенсорной сферы, формирование пространственно-временной ориентировки.
- проведение работы по развитию лексико-грамматических и фонетико-фонематических средств языка, формированию навыков диалогической речи, связных высказываний, коррекции звукопроизношения с опорой на вербальный и невербальный наглядный материал.

Адаптированная образовательная программа для детей с РАС составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный закон РФ "Об образовании Российской Федерации" (Принят от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ);
2. "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" Утвержден приказом Министерства образования науки российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155;
3. Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249;
4. Приказ Минобрнауки России от 30августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
5. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
6. "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.3049-13" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013г. №26);
7. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
8. Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей".

АОП составлена на основе специальных коррекционных программ и методических разработок следующих авторов:
o Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб.:Издательство "СОЮЗ", 2003;
o Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М.: Просвещение, 2011;
o О.С. Рудик Коррекционная работа с аутичным ребенком. М.: ВЛАДОС.2015.
o Нуриева Л. Г. - Методика "Развитие речи у аутичных детей" (поэтапный запуск речи);
o Ихсанова С.В. Система диагностика - коррекционной работы с аутичными дошкольниками. Детство - Пресс;
o Гурина Елизавета (лекционный курс) "Запуск речи у неговорящих детей: от нуля до фразовой речи";
o Джонсон-Мартин Нэнси, ХаккерБонни, Дженс Кеннет, АттермиерСюзен. Программа "Каролина" для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. -Каро, 2005.;
o Тео Питерс Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. - Спб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999, - 192 с.;
o Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет .- Санкт-Петербург "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2015.

Цель реализации АОП: организация помощи в получении детьми с РАС дошкольного образования в соответствии с их возможностями и особенностями. Оказание коррекционной помощи по исправлению или ослаблению имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений по всем направлениям развития.

Задачи программы:
1) Определение особых образовательных потребностей и возможностей детей с РАС. Сохранение укрепление здоровья детей (психического, физического, эмоционального), через создание атмосферы благополучия, снятие детских тревожности и страхов.
2) Разработка индивидуальной траектории развития образовательного маршрута для каждого ребенка специалистами: педагогом-психологом, учителем-дефектологом. учителем-логопедом, воспитателями, инструктором физического воспитания, музыкальным руководителем.
3) Создание условий, способствующих освоению детьми дошкольного возраста с РАС адаптированной образовательной программы (АОП).
4) Формирование устойчивого эмоционального контакта педагога и ребенка в совместной, доступной для него деятельности и адаптацию условиях ДОО.
5) Последовательное растормаживание речи детей; коррекция по развитию понимания и пользования речью или альтернативными ее формами, как средством коммуникации.
6) Проведение динамического наблюдения (мониторинга) общего развития каждого ребенка с РАС и определение ближайших зон его развития.
7) Коррекция импульсивности либо заторможенности поведения ребенка.
8) Стимуляция и активизация познавательных возможностей и потребностей ребенка с РАС к окружающему миру (предметов и людей) через сенсорную интеграцию.
9) Сотрудничество с родителями (законными представителями) по комплексному психолого - педагогическому сопровождению ребенка и оказание консультативной и методической помощи родителям специалистами.

Принципы построения адаптированной образовательной программы
1. Комплексный медико-психолого-педагогический подход к обучению и коррекции.
2. Интегративная направленность коррекционного процесса в сочетании со специализированным характером оказываемой помощи.
3. Преемственность коррекционной работы на всех этапах развития с учетом специфики психических особенностей РАС.
4. Определяющая роль интересов аутичного ребенка при выборе методических подходов, приемов и методов.
5. Индивидуальный характер коррекции на начальных ее этапах с постепенным переходом к подгрупповым формам работы.
6. Систематическая активная работа с семьей аутичного ребенка.

Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)

Дети к завершению дошкольного обучения:
- Проявляют элементарные умения и навыки коммуникации и бытовой адаптации в условиях ДОО;
- Владеют элементарными знаниями об окружающем мире, других людях, предметах и их свойствах;
- Проявляют интерес к познавательной деятельности; знакомы с приемами обследования предмета;
- Проявляют интерес к совместному эмоциональному общению с другими людьми (взрослыми и детьми) в игре.
- Способны вступать в контакт со взрослыми и детьми;
- Способны понимать обращенную речь (инструкции), владеют навыками общения и средствами альтернативной коммуникации;
- Имеют основные навыки самообслуживания и выполняют их самостоятельно (совместно со взрослым).

Срок реализации программы: данная программа рассчитана сроком на 3 года.

Форма проведения занятий: ежедневная, индивидуальная (по 2-4/5 раз в неделю).

Новости

Фотовыставка "Хорошо нам рядышком с дедушкой и бабушкой", посвященная Дню пожилого человека


Уроки экологии в рамках образовательно-просветительского проекта "Дели на три"


О Всероссийской акции "Рисунки на полях", посвященной Дню России


О запуске федерального ресурса "Всероссийская база образовательного потенциала субъектов РФ - 2021"


Опрос родителей о качестве условий оказания услуг


Выставка «Осень - удивительная пора»


Платформа-навигатор "Дополнительное образование детей"


К сведению родителей: О приглашении на обучение


Советы родителям "Идеи для совместных с ребенком дел"


Продление нерабочих дней по 30 апреля 2020 года


Рекомендации для родителей


Как уберечь себя и своих близких от коронавируса


ВНИМАНИЕ: ПРОФИЛАКТИКА ГРИППА И КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ


В период с 30 марта по 05 апреля 2020 года детские сады функционировать не будут


О свободном посещении воспитанниками дошкольных образовательных учреждений в целях предупреждения и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCov)


Концерт воспитанников МБДОУ детский сад "Алёнушка" посвященный Международному женскому дню


Встреча с сотрудниками пожарной службы прошла в детском саду


Подведены итоги конкурса творческих работ "Наша армия сильна, охраняет мир она"


Военно-спортивная игра "Зарница" в рамках месячника по военно-патриотическому воспитанию "Мы память бережно храним"

 

Архив новостей