Аннотация к парциальной образовательной программе для детей раннего возраста "Первые шаги"
(Е.О.Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю.Мещерякова)
Программа "Первые шаги" создана для воспитания и развития детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях.
Программа состоит из целевого, содержательного и организационного разделов.
Целевой раздел содержит цели и задачи, педагогические принципы и планируемые результаты освоения Программы. Авторы поставили целью программы развитие целостной личности, творческой, эмоционально отзывчивой, самостоятельной и активной. Педагогические задачи соответствуют возрастным особенностям детей раннего возраста. В разделе выделено 10 основных принципов построения программы:
• принцип развития;
• принцип самоценности;
• принцип деятельности;
• принцип опоры на игровые методы
• принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых;
• принцип поддержки инициативы детей;
• принцип полноты содержания образования;
• принцип интеграции содержания образования;
• принципа преемственности;
• принцип сотрудничества организации с семьей.
В целевом разделе приведены планируемые результаты освоения программы детьми данной возрастной категории:
• Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, с удовольствием исследует их свойства. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий.
• Проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания.
• Владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых. Знает названия окружающих предметов и игрушек.
• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях. Появляются короткие отобразительные игры, в которых малыш воспроизводит действия взрослого. Возникают первые игровые замещения.
• Проявляет интерес к сверстникам; с удовольствием наблюдает за их действиями и подражает им, взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями.
• Любит слушать стихи, песни и короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Появляется живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления.
• С удовольствием двигается, ловко встраивается в пространство, стремится осваивать различные виды движения (бег, подпрыгивание, лазанье, перешагивание, и пр.).
Содержательный раздел содержит подразделы:
• характеристика раннего возраста;
• содержание образовательных областей Программы.
В подразделе "Характеристика раннего возраста" описываются возрастные особенности детей раннего возраста, отличительной особенностью детей данного возраста являются:
• ситуативность;
• предметной деятельность;
• развитие общения со взрослым;
• развитие познавательной сферы;
• развитие речи;
• игровая деятельность;
• потребность в общении со сверстниками;
• физическое развитие.
Программа охватывает пять образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Авторами подробно описываются содержание и методы работы педагога с детьми по каждому направлению развития, особое внимание уделяется способам личностно- ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.
Подраздел "Методическое оснащение программы" включает в себя описание игр и занятий с детьми, которые включены в пособия:
"Развитие предметных действий и познавательных способностей",
"Развитие речи",
"Развитие общения детей со сверстниками",
"Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности",
"Развитие игровой деятельности",
"Физическое развитие".
Педагог, работающий по данной программе, имеет возможность выбирать, варьировать игры и занятия. Это позволяет внести элемент творчества в деятельность педагога, а также создает адекватные психолого-педагогические условия развития ребенка.
В организационном разделе программы имеется подраздел, посвященный организации режимных моментов. В него включены рекомендации, которые помогают педагогам более полно реализовать индивидуальный подход в воспитании и обучении. Делается акцент на вовлечении детей в разные виды деятельности, избегая принуждения; разрешении конфликтных ситуаций; формировании у ребенка положительного самоощущения и установлении доверительных отношений между педагогом и детьми.
Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является предметная деятельность. Поэтому в одном из подразделов акцент делается на организации педагогом развивающей предметной среды. В программе содержатся рекомендации по организации развивающей предметной среды в помещении детского сада, в группе и на участке. Также приводится перечень оборудования, игрушек, предметов и пособий для каждого направления развития ребенка.
Планирование является важной частью организации педагогического процесса в детском учреждении. Оно необходимо для успешной реализации образовательной программы, согласования деятельности педагогов, распределения их функций и обязанностей. Планирование позволяет осуществлять индивидуальный подход в воспитании, дозировать информационную и физическую нагрузку на детей. В программе содержатся рекомендации, помогающие педагогам реализовывать индивидуальный подход в воспитании и обучении; устанавливать доверительные отношения с детьми; вовлекать их в разные виды деятельности, избегая принуждения; разрешать конфликты, формировать у ребенка положительное самоощущение. Подробные рекомендации по взаимодействию взрослых с детьми приводятся и в разделе, посвященном организации режимных моментов.
Воспитание ребенка не ограничивается рамками образовательного учреждения, важнейшую роль в том, как развивается ребенок, каково его здоровье и эмоциональное самочувствие, играет семья. Поэтому работа педагогов с детьми обязательно должна строиться в тесном контакте с родителями. Для установления взаимопонимания между педагогами и родителями, обеспечения преемственности в воспитании в семье и детском учреждении авторы предлагают, прежде всего, необходимо выявить родительские запросы, а так же информирование родителей о необходимых условиях для полноценного развития ребенка, о наличии тех или иных условий в данном детском учреждении, о возможности налаживания работы учреждения в том или ином направлении.
Ценным является наличие подраздела, который посвящен педагогической работе с детьми в период адаптации. В данном разделе разбираются трудности, возникающие в период адаптации ребенка к детскому саду. Рассматриваются факторы, определяющие ход первых шагов адаптационного процесса. В программе делается акцент на педагогических приемах, помогающих ребенку привыкнуть к яслям.
С целью оценки эффективности работы по программе предлагается систематически проводить мониторинг образовательного процесса, т. е. осуществлять сбор данных о степени реализации образовательных целей, поставленных в Программе, в том числе, об индивидуальных особенностях развития каждого ребенка. Важнейшим способом педагогического мониторинга является систематическое наблюдение за изменениями в разных сферах развития детей, получение информации об индивидуальных особенностях каждого ребенка и динамике его продвижения в развитии.
Авторы программы "Первые шаги" смогли охватить широкий спектр направлений развития ребенка, при этом предоставив педагогам свободу творческого выбора игр и занятий с учетом индивидуальных интересов и потребностей детей. Программа может быть полезна и родителям. Здесь собрано большое количество игр и занятий с детьми раннего возраста, подробно описываются различные процессы развития детей. Имеются рекомендации по взаимодействию с малышами в той или иной ситуации.
Методические пособия к программе "Первые шаги":
• Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста. Под ред. Смирновой Е.О., Ермоловой Т.В., Мещеряковой С.Ю.
• Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми раннего возраста. Под ред. Галигузовой Л.Н.
• Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. Под ред. Рузской А.Г., Мещеряковой С.Ю.
• Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми раннего возраста. Под ред. Смирновой Е.О., Холмогоровой В.М.
• Физическое развитие. Игры и занятия с детьми раннего возраста. Под ред. Галигузовой Л.Н., Мещеряковой С.Ю.
• Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности. Под ред. Ганошенко Н.И., Мещеряковой С.Ю.