Доступная среда в ДОУ
Безбарьерная (или доступная) среда в широком смысле - это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, доступная среда - это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.
Функциональная задача образовательной организации - найти способы решения обеспечить доступную (безбарьерную) среду.
В России реализуется программа "Доступная среда", разработанная правительством РФ на 2011-2020 годы:
- Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2020 годы
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 г. №1309 "Об утверждения порядка обеспечения для инвалидов объектови предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"
Наш детский сад тоже участвует в программе "Доступная среда":
• Паспорт доступности МБДОУ детский сад "Алёнушка" (утв. 14.01.2019 г.) (документ в формате pdf)
Также в рамках реализации программы "Доступная среда" в детском саду созданы специальные образовательные условия, имеются необходимые пособия для занятий с детьми.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Инклюзивное образование обеспечивает полное вовлечение ребенка с ОВЗ в жизнь образовательного учреждения, это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность. "Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive-означает "включенность". Смысл инклюзии - не просто поместить ребенка в обычный класс или группу, это нужно таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум.
Цель инклюзивного образования в ДОУ: создание в учреждение доступной среды, позволяющей детям-инвалидам получить современное дошкольное образование, направленное на улучшение их качества жизни и интеграцию в социум.
Основные задачи нашего учреждения по реализации программы "Доступная среда":
- создание условий для взаимодействия и равноправного общения между здоровыми детьми и детьми-инвалидами;
- формирование толерантного отношения детей и взрослых к особенным детям;
- развитие у детей-инвалидов адаптивных способностей личности для самореализации в окружающем мире.
• Положение о психолого-педагогическом консилиуме (документ в формате pdf)
• Положение о тьюторском сопровождении детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ДОУ (документ в формате pdf)
• Адаптированная основная образовательная программа ДО для детей с РАС (документ в формате pdf)
Об условиях для осуществления образовательного процесса и полноценного развития детей, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ детский сад "Алёнушка" созданы все необходимые условия для успешного осуществления образовательного процесса и полноценного развития детей, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Работа всего персонала направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников.
Подробно:
- О наличии в ДОУ оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, объектов спорта, о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- Об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации;
- О специальных условиях питания, охраны здоровья;
- О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат;
- О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: