Информация по профилактике дорожно-транспортного травматизма дошкольников

Из года в год в нашем городе и нашей стране увеличивается количество автомобильного транспорта. Улицы города с потоком движущихся машин требуют от детей хорошей ориентировки, а ориентировка формируется в процессе практической деятельности. В предупреждении дорожно-транспортного происшествия с детьми важную роль играет работа ДОУ по разъяснению детям правил дорожного движения и привитию навыков дисциплинированного, культурного поведения на улицах и дорогах.

В нашем дошкольном образовательном учреждении ежегодно проводятся мероприятия по профилактике и предупреждению дорожно-транспортного травматизма, а именно:
• разработана нормативно-правовая база по профилактике ДДТТ регламентирующая деятельность образовательного учреждения по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (приказы вышестоящих органов, приказы по образовательному учреждению о назначении ответственного за организацию и ведение работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, другие приказы и положения, инструкции, отражающие соответствующую деятельность;
• советом ДОУ совместно с воспитателями разработан и утвержден план работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на учебный год.

К сожалению, они написаны "взрослым" языком без всякого расчёта на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей - доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, при этом, не исказив их содержания. Наша работа базируется на программе Андрея Алексеевича Усачева "Программа развития и обучения дошкольника. Этикет. Правила дорожного движения и уважения".

В соответствии с возрастом детей и требованиями программы в каждой возрастной группе созданы уголки безопасного дорожного движения, имеются иллюстративный материал и рекомендации для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
- воспитатели собирают дидактический материал, разрабатывают пособия, мастерят своими руками развивающие игры, макеты улиц, организуют совместную деятельность (праздники и развлечения с участием детей и родителей, тематические беседы, экскурсии).

В своей работе мы используем самые разнообразные методы и приёмы. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Увлекаясь ею, дети усваивают основные требования и правила, осознают, кто такие пешеходы, водители, регулировщики.

В младшей группе в уголках по ПДД дети играют и приобретают знания о том, что на улицах города есть большие и маленькие дома, дорога и тротуар, отличают понятия " улица" и "дорога". Играя с машинами, учатся различать легковой и грузовой транспорт, получают знания о правилах поведения в транспорте, на тротуаре, при переходе дороги, узнают, что главным на дороге является светофор.

В средней группе оформлен уголок с перекрестком. Дети знакомятся с элементами разметки "зебра", "разделительной линией", осваивают такие понятия как одностороннее и двустороннее движение. Играя, дети учатся правильно переходить проезжую часть, узнают, что на дорогах есть знаки, предупреждающие пешеходов и водителей о том, что их ждёт впереди.

Основная работа по обучению детей правилам дорожного движения продолжается в старшей и в подготовительной группах. Дети этого возраста уже имеют достаточное количество знаний и представлений о дороге, водителях, пассажирах и пешеходах.

В связи с этим, содержание материала в этих группах более сложное: в уголках обозначены различные типы перекрестков с нанесенной разметкой, тротуары, остановки транспорта, различные виды знаков. Дети знакомятся с таким понятием, как "многополосное движение", средства регулирования дорожного движения.

Чтобы добиться успеха в освоении правил дорожного движения осуществляем связь между всеми разделами программы в соответствии с требованиями ФГОС. В организованной деятельности по развитию речи, изобразительной деятельности, формированию элементарных математических представлений, физкультурных, музыкальных и других видах деятельности уделяют внимание формированию у детей ориентировки в пространстве, воспитанию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. С правилами дорожного движения воспитатели знакомят детей систематически и последовательно, усложняя программные требования от занятия к занятию и от группы к группе.

В младшей и средней группах во время целевых прогулок, на занятиях, в играх воспитатели направляют внимание детей на движение пешеходов, транспорта, называют цвета светофора, знакомят с улицей, со словами: "светофор", "тротуар", "пешеход", "переход", "машина". Они уточняют название частей автомобиля: кабина, колеса, двери и т.д. Полученные на прогулке знания воспитанниками закрепляются в процессе продуктивной деятельности: на аппликации - наклеивании светофора; на занятии по формированию элементарных математических представлений - учит различать левую и правую стороны; на конструировании - строительство улицы, дороги. На физкультурных занятиях малышей учат двигаться в определенном направлении - вперед, назад. Проводят подвижные игры: "Поезд", "Воробушки и автомобили", "Найди свой цвет". Таким образом, у детей накапливается опыт движения по улице, обогащается их словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки. В старшей и подготовительной к школе группах разрозненные сведения о правилах дорожного движения воспитатели связывают в последовательную и стройную систему представлений. Дети этих групп четко знают и практически используют имеющиеся знания правил дорожного движения на улице, знают дорожные знаки, знают о работе сотрудников ГИБДД.

В ДОУ систематически проводятся тематические дни.

Большое значение в организации сюжетно-ролевых игр имеет создание предметно-развивающей среды. С этой целью на территории ДОУ имеется разметка, где обозначены парковка, указатели для пешеходов. Это место, где дети не только играют, но и одновременно отрабатывают, закрепляют знания правил поведения культурного пешехода и водителя, дорожных знаков, разбирают совместно с воспитателем ситуативные задачи по безопасности дорожного движения.

Для обеспечения эффективной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма осуществляется контроль со стороны администрации за деятельностью педагогов:
- проверка правильности и систематичности заполнение планов воспитательно-образовательной работы;
- обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на совещаниях при заведующем, педагогических советах и т.п.;
- посещение учебных занятий и внеклассных мероприятий администрацией образовательного учреждения, ответственных за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

В помощь воспитателям по организации обучения детей правилам дорожного движения имеется учебно- методический комплекс: дидактический и демонстрационный материал, конспекты занятий, картотеки игр, стихотворений, загадок, перспективные планы знакомства детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей.

В течение года воспитатели знакомят детей с художественной литературой по правилам дорожного движения: Дорохова А. "Зеленый, желтый, красный"; Жидков Б. "Что я видел, светофор"; Михалков С. "Моя улица", "Велосипедист"; Маршак С. "Милиционер", "Мяч" и т.д

Работа дошкольного учреждения по усвоению детьми правил безопасного движения может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями.

При организации такого сотрудничества важно помнить, что оно не должно носить декларативный и назидательный характер. Для повышения интереса родителей и детей к дорожной азбуке, мы организуем различные виды деятельности: викторины, конкурсы, праздники.

Так, стало хорошей традицией в начале учебного года проводить конкурс "На лучший рисунок по безопасности дорожного движения", обязательным требованием которого является участие взрослого и ребенка.

Ведется инструктаж с родителями и воспитателями. С родителями в группах проводятся консультации по правилам дорожного движения "Азбука пешехода", "Безопасность детей на дорогах города", "Внимание, дети!"; в родительских уголках оформляются наглядно-информационные стенды "Каждый взрослый и ребенок должен знать это с пеленок", "Внимание наступила зима!", "Взрослые вам подражают"; раздаются памятки "Безопасное поведение на улице", "Обучения детей наблюдательности на улице", "Осторожно, гололёд", "Правила перевозки детей в автомобиле".

Данные мероприятия очень важны, ведь родители и дети выступают единой командой, а в каких-то случаях дети выступают учителями своих родителей. Как признались многие родители, они никогда раньше не задумывались над проблемой детской безопасности на дороге.

Прививать навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению и Правилам дорожного движения ребенка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно.

Таким образом, при обучении детей основам "дорожной грамоты" педагогический коллектив нашего ДОУ придерживается следующих правил:
• не механически заучивать с детьми Правила дорожного движения, а воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге.
• сочетать изучение Правил с развитием у детей координации, внимания, наблюдательности.
• использовать все доступные формы и методы работы: беседы, игры, викторины, продуктивную деятельность, практические занятия, показ видеофильмов, чтение книг и экскурсии

Все это необходимо для того, чтобы сформировать и закрепить у детей навык безопасного поведения на дороге.