Мониторинг процесса адаптации детей раннего возраста,
поступивших в МБДОУ детский сад "Алёнушка"
в 2014/2015 учебном году
Всего направлений: 30
Общее количество прибывших детей: 30 чел.
В наблюдении в адаптационном периоде приняло участие: 26 чел.
Анализ бесед с родителями по вопросам готовности поступления детей в детский сад показал, что из поступивших детей, 80% условно готовы к детскому саду.
Прогноз адаптации детей раннего возраста, поступивших в МБДОУ детский сад "Алёнушка" в 2014/2015 учебном году можно считать благоприятным.
ТАБЛИЦА АДАПТАЦИИ
детей раннего возраста, поступивших в МБДОУ детский сад
"Алёнушка" в 2014/2015 учебном году
УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ |
ПРОЦЕНТНОЕ СООТНОШЕНИЕ |
ЛЕГКАЯ | 50 |
СРЕДНЯЯ | 31 |
УСЛОЖНЕННАЯ | 19 |
- половина детей (50%) (13 чел.) прошли адаптацию в легкой степени. Поведение нормализовалось в течение 1 недели, сон восстановился в течение 2 недель
- 31% детей (8 чел.) - средней тяжести, им потребовалось больше времени для привыкания, отмечалось неустойчивое настроение, пропуски по болезни ребенка
- у 5 детей (19%) была усложненная адаптация, эти дети часто болели, капризничали, плохо шли на контакт с окружающими, наблюдалась аффективная разлука и встреча с близкими людьми.
Тяжёлой адаптации (неадекватно поведение, иногда граничащее с невротическими проявлениями, невротическая рвота (при кормлении), апатичность по отношению к близким взрослым при встрече и разлуке и т.п.) отмечено не было.
Основными параметрами, отмеченными, по наблюдениям педагогов, как осложнённые в период адаптации к детскому саду, являются: плохой аппетит, поверхностный сон, неустойчивое настроение, плаксивость, обидчивость, застенчивость. Легко адаптирующиеся дети отличаются хорошим аппетитом, бодрым настроением, коммуникабельностью, доброжелательностью, любознательностью.
Выводы:
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. Наблюдение и опросы показали, что на успешную адаптацию детей влияют совместные согласованные действия сотрудников детского сада и родителей.
Анализ адаптационного периода в МБДОУ детский сад "Алёнушка" позволяет сделать вывод, что адаптация детей раннего возраста, поступивших в МБДОУ детский сад "Алёнушка" в 2014/2015 учебном году прошла хорошо.
Адаптация к детском саду. Как помочь ребенку?
Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги... Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу - а это значит, что пришло время отдавать его в детский сад. Что ждет вашего кроху за стенами садика, быстро ли он привыкнет, будет ли часто болеть... Вопросы, сомнения, переживания естественны для родителей, ведь на 4-5 лет детский сад станет частью вашей жизни, от него во многом будет зависеть и развитие, и здоровье, и душевное благополучие ребенка. Поэтому очень dажно, сможет ли ваш малыш успешно адаптироваться к детскому саду, и помочь ему в этом - задача не только воспитателей. В первую очередь - это забота мамы и папы.
Подготовка к детскому саду
Готовиться к переменам желательно за несколько месяцев до начала посещения садика.
Познакомитесь с режимом дня того детского садика, в который вы планируете ходить, и постепенно начинайте приучать к нему своего малыша. Этот режим примерно одинаков для всех детских садов и может отличаться где-то на полчаса. Обычно в 8.30 в садиках дети завтракают, с 9 до 10 утра с ними проводятся занятия, затем примерно до 11.30 дети гуляют, около 12 часов обед, в 12.30-13.00 - сон до 15.00-15.30. После пробуждения детей ждет полдник, затем они опять выходят на прогулку (в теплое время года) или играют в группе. Ужин начинается около 5 часов.
Неработающей маме, конечно, дома довольно сложно организовать точно такой же режим, но приученному к нему ребенку будет действительно гораздо легче привыкать к саду.
Особенно тяжело приходится крохам во время сна, если дома их днем не укладывали спать. Поэтому очень важно, чтобы с 13 до 15 малыш привыкал находиться в кровати. Если он не может заснуть - приучайте его просто спокойно лежать. Чаще всего в садиках воспитатели не уделяют персональное внимание "неспящим" детям (то есть их все равно заставляют тихо лежать). Если ваш кроха отказывается лежать в кроватке, то время, в течение которого вам придется забирать своего малыша до сна, может сильно затянутся.
Учите малыша играть! К сожалению, современные дети все меньше умеют заниматься этой естественной для них деятельностью. Они не умеют играть самостоятельно, строить игровой сюжет, и вся их игровая деятельность сводится к простым манипуляциям с игрушками (постучать, покидать, поломать). Ребенку, умеющему занять себя игрой проще влиться в коллектив детского сада, найти себе друзей. Вовлекайте ребенка в совместные сюжетно-ролевые игры (куклы, домики, больница и т.д.), они учат ребенка общению, развивают эмоции, знакомят с окружающим миром.
Играйте с ребенком в "детский сад", рассказывайте ему о детском садике. О том, что если мама и папа работают, то они отводят своих деток в детский сад, туда, где много других ребят, где есть интересные игрушки, веселые занятия. Расскажите, что в садике дети едят и спят, там у каждого есть кроватка, шкафчик, полотенце. Пусть ваши игрушки станут "детками", которых привели в садик, а ваш малыш как заботливая воспитательница будет кормить их обедом и укладывать спать. Если вы будете регулярно говорить о садике и играть в него - больше вероятность того, что кроха начнет ходить туда с радостью, и конечно он уже будет знать, что это за место и чем там занимаются.
Попросите у заведующей садиком, в который вы записались, разрешения прийти поиграть на площадку во время прогулки (лучше во второй половине дня, когда за детьми начинают приходить родители). Пусть малыш посмотрит, как дети гуляют, как с ними занимается воспитатель.
Читайте и рассказывайте ребенку стихи, сказки и приучайте его внимательно слушать. Пусть даже сначала кроху будет хватать лишь на пару минут. Старайтесь постепенно увеличивать время чтения, развивая у малыша произвольное внимание.
Играйте в игры на подражание - "попрыгаем, как зайчики", "полетаем, как воробушки", "походим, как мишки". Умение повторять действия взрослых пригодятся ребенку и на физкультурных, и на музыкальных занятиях, во время подвижных игр с воспитателем.
Приучайте ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания. Если на момент поступления в детский сад ваш малыш будет уметь сам надевать сандалии, садиться на горшок, он будет чувствовать себя в группе более уверенно. Если вы знаете, что в скором времени ребенок начнет посещать детский сад, снимите с него памперс (пусть даже на первых порах вам придется носить с собой запасную одежду и постоянно вытирать лужи). Приучайте малыша к горшку (унитазу) - обычно в ясельках есть и то, и другое. Нужно, чтобы он, по крайней мере, спокойно относился к высаживанию.
Дайте малышу в руки ложку, покажите, как нужно ей правильно пользоваться. Объясните, что нельзя играть за столом, есть во время просмотра телевизора. Что уж греха таить - многим мамам гораздо проще включить ребенку мультики и, пока он, открыв рот, их смотрит, вливать туда суп. Но если ребенок привыкнет так есть, в садике он будет ходить постоянно голодным. Конечно, на первых порах воспитатели будут его докармливать, но детей много, а время завтрака, обеда и ужина ограничено режимом.
Собираясь на прогулку, не торопитесь одеть ребенка - пусть он попробует справиться сам, даже если это займет больше времени. Спокойно помогайте малышу во время одевания, объясняйте, как правильно надеть сандалии, колготки, футболку. Работая в яслях, я часто вижу, как мамы и папы, приводя детей в садик или забирая, переодевают их, хотя их малыши уже давно умеют делать это сами и на прогулку одеваются самостоятельно.
Укрепляйте здоровье ребенка. Многие дети (можно сказать, большинство), которые до начала посещения садика почти не болели, начинают там часто болеть. Причина этого - и новые вирусы, с которыми ребенок сталкивается, приходя в садик. Всего вирусов ОРВИ более 200 разновидностей, и если организм вашего ребенка еще с ними не сталкивался - он, скорее всего, заболеет, но тяжесть болезни будет зависеть от силы его иммунитета - у одних детей все выльется в недельный насморк, а у других - в отит, бронхит, пневмонию. Стресс, который ребенок переживает в новых условиях, сам по себе тоже снижает защитные силы организма.
Здравствуй, детский сад!
Если вы все делали правильно, то к началу посещения садика малыш уже будет знать, что такое детский сад, зачем он будет туда ходить. И хотя воспитатели и говорят, что для садика ребенку уметь ничего не нужно (всему научим), все-таки ребенку будет лучше, если он уже будет уметь самостоятельно пользоваться ложкой и горшком, принимать активное участие в одевании, мытье рук. Будет готов к общению со сверстниками (хотя бы на уровне: поздороваться, попросить игрушку), не будет стесняться обращаться за помощью к воспитателю и будет положительно настроен на посещение детского сада.
На мой взгляд, приводить ребенка в садик лучше летом (конец июля - август или в самом начале учебного года), наихудший - конец осени, зима, начало весны - на этот период приходится наибольшая заболеваемость гриппом и ОРВИ. Муниципальные садики, как и другие образовательные учреждения, занятия проводят с сентября по май, поэтому желательно, чтобы до начала учебного года ребенок уже привык к садику, тогда он сможет принимать активное участие в занятиях вместе с другими детьми.
Итак, ваш ребенок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят у всех по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но все таки чаще расставание с мамой сопровождается слезами. Правда, в группе одни дети быстро отвлекаются и успокаиваются, другие плачут все время до прихода родителей. Некоторые при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые, наоборот, замыкаются в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми. И это нормально - ведь привычная домашняя обстановка меняется на шумную группу, где помимо большого количества детей на ребенка сразу обрушивается много новых правил и ограничений, и малыш не может понять, зачем же мама привела его сюда и ушла.
Меняется и поведение детей после садика - часто родители жалуются, что их кроха стал неуправляемым, плохо засыпает, часто плачет, стал агрессивным. Это естественно в период адаптации, ребенок еще не может осознать, что с ним происходит, и таким образом реагирует на переживания и нервное напряжение. Некоторые дети могут даже "регрессировать" - они начинают хуже разговаривать, мочатся в штанишки, требуют, чтобы их снова кормили и одевали, даже если они уже прекрасно умеют делать это самостоятельно.
В это период родителям нужно постараться ограничить нагрузку на нервную систему ребенка - свести к минимуму просмотр телевизора, избегать шумных мероприятий, и, наоборот, как можно больше времени проводить с ним в спокойных играх, за чтением книг. Старайтесь чаще обнимать и целовать кроху - телесный контакт с родителями поможет снять психоэмоциональное напряжение и успокоиться. Ни в коем случае не ругайте его за то, что он снова "впал в детство", стал хуже себя вести - отнеситесь к этому с пониманием.
Как долго может протекать адаптационный период? Это зависит и от характера, и от темперамента, и от состояния здоровья ребенка. Деткам-интровертам привыкать к садику сложнее, чем детям-экстравертам, дети с ослабленным здоровьем (даже если им нравится в садике) часто болеют, что тоже отрицательно сказывается на продолжительности адаптации. Считается, что адаптация к садику в среднем длится 1-2 месяца, но у кого-то этот период может растянуться на полгода и больше.
Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период?
Самое главное - ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок будет посещать детский сад. Если вы негативно относитесь к садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждете от садика ничего хорошего - ваш ребенок обязательно будет чувствовать то же самое. Если для вас садик - это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо - эти же чувства будут передаваться и ему.
Заранее поговорите с воспитателем о вашем ребенке. Расскажите о его привычках, особенностях поведения, что он любит (не любит), какие предпочитает игры (занятия), о методах воспитания, принятых в вашей семье - обо всем том, что, по вашему мнению, должен знать воспитатель. Эта информация очень поможет в дальнейшей работе с вашим ребенком, поможет найти к нему индивидуальный подход.
Обговорите с воспитателем режим посещения на период адаптации. Обычно он планируется строго индивидуально и зависит от особенностей ребенка. Кто-то уже через неделю остается на сон, кто-то в течение месяца ходит с плачем только до обеда.
В любом случае первые дни ребенка приводят в садик на 1,5-2 часа. Если воспитатель разрешает, можете посидеть с малышом в группе, чтобы резкое расставание с мамой не стало для него сильным стрессом. Как один из вариантов - ребенка приводят на час - полтора на прогулку, затем он начинает оставаться в группе до обеда. Конечно, в идеале привыкание к садику должно быть постепенным, и следовать вы должны желаниям ребенка: сначала вы полгода ходите в кратковременную группу вместе с ним, затем около двух недель приводите на прогулку, затем еще две недели он приходит с утра на два часа. Потом в течение 2-3 недель малыш остается только до обеда, затем еще неделю-две вы забираете его сразу после сна.
Примерно такое же время должно занять привыкание к полднику и ужину. Хорошо, если ребенок сам проявляет инициативу остаться покушать (поспать, поиграть) вместе с ребятами, однако на практике такой режим адаптации очень редко устраивает родителей, и уже через неделю-две они просят оставлять ребенка на полный день. Но для душевного благополучия малыша с этим не стоит торопиться.
Но некоторые режимные моменты затягивать не рекомендуется. Не стоит устраивать долгое прощание перед группой, это может вылиться в настоящую истерику. Твердо и уверено скажите малышу, что сейчас вы оставите его и придете за ним на прогулке (после обеда, сна). И сразу уходите. Можете договориться о "прощальном ритуале", например, что обязательно помашете ему в окошко.
Если расставание с мамой проходит очень тяжело, пусть в садик его попробует отводить кто-то другой (например, папа, бабушка).
Дайте ребенку с собой какую-нибудь вещь, которая будет напоминать о маме (платочек, фотографию). Можно дать ему с собой "ключ от квартиры", без которого вы не попадете домой, пока не заберете его из садика.
Если у ребенка трудности с укладыванием на сон, договоритесь с воспитателем о том, чтобы она разрешила брать с собой любимую игрушку для засыпания. Придумывайте, как мотивировать ребенка для похода в садик, например, в садике ему нужно будет обязательно поздороваться с черепахой, посмотреть, как кормят рыбок, а может быть, в садике по нему будут очень скучать любимая машинка или кукла?
Дома играйте в "детский сад", пусть игрушки возьмут на себя роли "деток" и "воспитателей", это поможет не только вам узнать, как воспринимает новое место ваш ребенок, но и поможет ему отреагировать неприятные эмоции и напряжение.
Интегральные данные ДОУ по анкетам родителей
Параметр оценки | Оценка |
Хорошая оценка деятельности ДОУ | 45.38 |
Оснащенность ДОУ | 10.87 |
1. Детский сад достаточно обеспечен развивающими игрушками, игровым оборудованием, позволяющим удовлетворить интересы ребенка | 2.18 |
2. Участок детского сада оснащен современным и разнообразным оборудованием, привлекательным для детей и обеспечивающим оптимальную двигательную активность каждого ребенка | 2.18 |
3. В детском саду созданы условия для физического развития и укрепления здоровья ребёнка | 2.07 |
4. Детский сад оптимально оснащен техническим оборудованием: телевизорами, мультимедийными устройствами, музыкальными центрами, компьютерами, другой техникой | 2.19 |
5. В детском саду достаточно книг, пособий, детских журналов, методических материалов для организации качественного педагогического процесса | 2.25 |
Квалифицированность педагогов | 7.71 |
6. В детском саду работают квалифицированные и компетентные педагоги и специалисты | 2.63 |
7. Все воспитатели готовы создать комфортные и безопасные условия для каждого ребенка | 2.54 |
8. В детском саду воспитатели и специалисты оптимально согласуют свои цели для полноценного развития, воспитания ребенка | 2.53 |
Развитие ребенка в ДОУ | 17.15 |
9. Ребенок с интересом и пользой проводит время в детском саду, его привлекают к участию в организуемых мероприятиях | 2.50 |
10. В детском саду созданы все условия для раскрытия способностей ребенка, удовлетворения его познавательных интересов и разумных потребностей | 2.25 |
11. В успехах ребенка есть очевидные заслуги педагогов детского сада | 2.41 |
12. Благодаря посещению детского сада ребенок легко общается со взрослыми и сверстниками | 2.44 |
13. Благодаря посещению детского сада ребенок приобрел соответствующие возрасту необходимые знания и умения | 2.26 |
14. Режим работы детского сада оптимален для полноценного развития ребенка и удобен для родителей | 2.44 |
15. Благодаря посещению детского сада ребенок готов к поступлению в школу (оценка дается по отношению к ребенку старшей и подготовительной групп) | 2.35 |
Взаимодействие с родителями | 9.66 |
16. Родителям доступна полная информация о жизнедеятельности ребенка в детском саду | 2.51 |
17. Педагоги предоставляют консультационную и иную помощь родителям в вопросах воспитания ребенка | 2.41 |
18. Родителям предоставляется возможность участия в управлении учреждением, внесения предложений, направленных на улучшение работы детского сада | 2.26 |
19. Любые предложения родителей оперативно рассматриваются администрацией и педагогами детского сада, учитываются при дальнейшей работе | 2.26 |