«Жили-были мама Коза и козлята», открытое занятие по познавательному развитию детей,
вторая младшая группа, воспитатель Кафтаева Э.В.
Цели:
Образовательные: продолжать учить узнавать животных по части изображения, правильно называть животных и их детёнышей; совершенствовать навыки в подборе предмета по заданному признаку (форма); закреплять знание основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный); стимулировать активную речь детей, побуждать их к активному употреблению слов, обозначающих признаки предметов (цвет - красный, жёлтый, синий, зелёный).
Воспитательные: формировать интерес к совместной деятельности со взрослым и сверстниками; поддерживать высокую общую самооценку ребёнка; воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции взрослого.
Коррекционные: укреплять связочно-мышечный аппарат кистей рук и мышцы спины; формировать навыки сохранения правильной осанки.
Материал:
Картинки с изображением животных и их детёнышей (кошка с котёнком, собака с щенком, корова с телёнком, свинья с поросёнком, лошадь с жеребёнком) и забора (силуэт); бумажные цветы синего, красного, жёлтого цвета (по числу детей), корзины синяя, красная, жёлтая; домики с изображением козлят в окошке, окошки разной геометрической формы; игрушка волк.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы; просмотр сказки «Волк и семеро козлят»; настольный театр «Домашнее подворье».
Ход занятия
Воспитатель: Много разных есть сказок на свете, и вот сегодня мы с вами попали в одну из них. (собирает детей возле избушки, надевает шапочки козлят на них и мамы Козы на себя). Жили-были Коза с козлятами. Вот какие козлята! Это козлёнок Максим - быстроногий; это козлёнок
Воспитатель: А с кем лошадь пришла в гости? Как называют детёныша лошади? Я вам подскажу - жеребёнок. Лошадь с жеребёнком. Молодцы! Всех гостей узнали!
(Предлагается детям встать и подойти поближе.) Коза гостей встречала и по дому хлопотала. И мы с вами сейчас поиграем!
Организуется игра с правилами «Коза - хлопота» (по потешке, с элементами пальчиковой гимнастики).
Коза - хлопота (показать рожки с помощью указательного пальца и мизинца обеих рук, шевелить ими)
День-деньской занята (прижать ладони к щекам, покачать головой).
Ей травы нащипать (руками «нарвать травы»),
Ей на речку бежать (указательным и средним пальцами изобразить бег),
Ей козляток стеречь (сложить руки на груди, слегка покачивать туловище),
Малых деток беречь ( погладить попеременно левую и правую кисти рук).
Чтобы волк не украл (имитировать движения волка),
Чтобы медведь не задрал (изобразить медведя),
Чтобы лисонька-лиса (имитировать движения лисы)
Их с собой не унесла ( погрозить пальцем).
Вот какая Коза заботливая мама! Она бережёт своих деток! А больше всего на свете козлята боятся... (показывает картинку с изображением волка). Да, волка. Вот он, серый волк - зубами щёлк!
Воспитатель предлагает детям сесть за столы, на которых разложены домики с вырезанными дверцами и наборами дверей к ним разного цвета и формы.
Игровое упражнение «Закроем домики»
(вариант игры Л.А. Венгера «Домики»)
Воспитатель: Давайте спрячем наших козлят в домиках, чтобы волк не смог их отыскать! Подберите двери такой же форы и такого же цвета, как у вас в домиках.
- Данил, какой формы дверь в твоём домике? (Круглая.)
- Кирилл, какой формы дверь в твоём домике? (Квадратная.)
- Лиза, какой формы дверь у тебя в домике? (Треугольная.)
Проверяется правильность выполнения задания, помогает исправить ошибки.
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо спрятали козлят - теперь волк их не найдёт!
Матвей - смелый; это Таисия - козлёнок весёлый; это козлёнок Диана - любопытный; это Лера - козлёнок ласковый; это козлёнок Индира - умный; это Лиза - козлёнок весёлый; это козлёнок Кирилл - шустрый; это Данил - козлёнок задорный; это козлёнок Илья - смелый. Жили они не тужили, резвились, играли, на полянке гуляли, травку щипали. (Подводит детей к «полянке», на которой разложены цветы.)
- Посмотрите, какая красивая полянка! На ней много цветов!
- Илюша, какого цвета этот цветок? (Красный.)
- Таисия, какого цвета этот? (Синий.)
- Матвей, а этот какого цвета? (Жёлтый.)
Давайте соберём цветы в корзины! Какого цвета это корзина? (Красного.) А эта? (Жёлтого.) А эта? (Синего.) Красные цветы положите в корзину красного цвета, а синие цветы в корзину синего цвета, и жёлтые цветы положите в корзину жёлтого цвета. (Вместе с детьми проверяется выполнение задания, исправляются ошибки.)
Воспитатель: Давайте посмотрим: все ли цветы лежат в своих корзинках? Смотрите , этот цветок заблудился... Индира, положи, пожалуйста, его в корзину такого же цвета.
(Предлагается детям отнести корзины в избушку. Останавливаются около избушки.)
- Коза с козлятами не только гуляли, но и гостей принимали. А гости к ним приходили разные... Хотите узнать, кто приходил в гости к козлятам? (да)
Игровое упражнение «Угадай, кто пришёл»
Дети садятся на стульчики, воспитатель показывает фрагмент изображения взрослого животного, часть которого закрыта заборчиком.
Воспитатель: Смотрите, кто это спрятался за заборчиком? Узнали? Правильно, это кошка. Вот она! (Показывает картинку «Кошка с котёнком». Посмотрите, кошка пришла не одна. Вы знаете, с кем она пришла? Конечно с котёнком. А у Козы с козлятами были другие гости. Догадались, кто это? (Показ фрагмента изображения свиньи.) Верно. Смотрите, и свинья не одна пришла. С кем? (С поросёнком.)
Аналогично воспитатель показывает все картинки с изображением животных и их детёнышей. В заключении показывает фрагмент изображения лошади.
Подвижная игра «Волк и козлята»
Воспитатель: Вы сегодня хорошо занимались! А теперь мы с вами поиграем! Вы - козлята. Мы будем гулять, прыгать, резвиться на лугу, а как только появится волк (показ игрушки волка) , сразу все спрячемся от него в домике.
Вот козлята - скок да скок - Поскакали на лужок, Зарезвились, заигрались, Свежей травки пощипали... Вдруг выходит серый волк, Он зубами щёлк да щёлк, Ну, козлята, разбегайтесь, Волку в лапы не давайтесь! (Повторить игру 2 раза.)
Наше занятие закончилось, а игру вы можете продолжить сами.