ПЛАН
мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
на 2017-2018 учебный год

Младшая группа

Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа

Блок "Ребенок на улице"

Прогулка "Знакомство с улицей" Прогулка "Путешествие по улице" Беседа "Пора, не пора - не ходи со двора" Беседа "Знай и выполняй правила уличного движения"
Прогулка "Путешествие по улице" Прогулка "Правила для пешеходов" Беседа "Мостовая - для машин, тротуар - для пешехода" Беседа "Зачем нужны дорожные знаки"
Прогулка "Знакомство с улицей" Беседа "Где можно и где нельзя играть" Беседа "О полосатой зебре" и дорожном знаке "Пешеходный переход" Дидактическая игра "Говорящие знаки"
Прогулка "Рассматривание грузового автомобиля" Дидактическая игра "Кто быстрее" Беседа "Красный, желтый, зеленый" Беседа "Улица города"
Беседа "Какие бывают машины" Беседа "Сравнительное наблюдение за автобусом" Беседа "Что такое перекресток?" Прогулка "Наблюдение за движением машин и работой водителя"
Дидактическая игра "Сложи транспорт из частей" Дидактическая игра "Разрезанные картинки" Беседа "Сравнительное наблюдение за автобусом" Прогулка "Наблюдение за работой сотрудника ДПС"
Дидактическая игра: "Какой знак спрятан?" Дидактическая игра "Сложи транспорт из частей" Дидактическая игра "Найди и расскажи" Беседа "Что такое перекресток?"
Беседа: "Волшебные полоски" (рисование "зебры") Дидактическая игра "Найди такой же знак" Беседа "Катание на велосипеде, самокате, роликах" Беседа "Опасные участки на пешеходной части улицы"
Сюжетно-ролевая игра "Поездка на автобусе" Развлечение "Знакомство с Правилами дорожного движения" Беседа "Если ты гуляешь один" Игра-КВН "Лучший пешеход"

 

Планирование воспитательно-образовательной работы

План работы в младшей группе

Проведение

Форма Тема Цели
Сентябрь Прогулка "Знакомство с улицей" Уточнить представления детей об улице, дороге, тротуаре, о грузовых и легковых автомобилях. Дать элементарные знания о проведении на улице.
Октябрь Прогулка "Путешествие по улице" Дополнить представления детей об улице новыми сведениями (дома имеют разное назначение: в одних живут люди, в других находятся учреждения - магазины, школа, почта и т.п. Машины движутся по проезжей части улицы. Движение машин может быть односторонним и двусторонним. Проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией)..
Ноябрь Беседа "Где можно и где нельзя играть" Познакомить детей с тем, что может произойти, если гуляешь один.
Декабрь Прогулка "Рассматривание грузового автомобиля" Познакомить детей с основными частями грузовика (кабина, кузов, дверь, окна, руль); уточнить знания о работе шофера (управляет автомобилем, перевозит грузы); закрепить представление, полученное на целевой прогулке (грузовая машина перевозит бензин, продукты, кирпичи и т.п)
Январь Беседа "Какие бывают машины" Познакомить детей с различными видами транспорта. Закрепить умение находить нужный цвет по образцу и действовать по сигналу. Закрепить умение находить нужный транспорт по картинке, знать виды транспорта; уметь действовать по сигналу.
Февраль Дидактическая игра "Сложи транспорт из частей" Закрепить знания детей о частях знакомых видов транспорта. Закрепить умение детей соотносить части с образцом, развивать память, координацию движений.
Март Дидактическая игра "Какой знак спрятан?" Развивать зрительную память. Закреплять знание дорожных знаков.
Апрель Беседа "Волшебные полоски" (рисование "зебры") Познакомить детей с пешеходным переходом; помочь запомнить, для чего он нужен, где его можно увидеть.
Май Сюжетно-ролевая игра "Поездка на автобусе" Учить детей правильно вести себя в общественном транспорте - автобусе.

 

План работы в средней группе

Проведение

Форма Тема Цели
Сентябрь Прогулка "Путешествие по улице" Дополнить представления детей об улице новыми сведениями (дома имеют разное назначение: в одних живут люди, в других находятся учреждения - магазины, школа, почта и т.п. Машины движутся по проезжей части улицы. Движение машин может быть односторонним и двусторонним. Проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией)..
Октябрь Прогулка "Правила для пешеходов" Познакомить детей с некоторыми правилам передвижения пешеходов по улице, с понятиями "пешеход", "наземный (подземный) переход"
Ноябрь Прогулка "Где можно и где нельзя играть" Познакомить детей с тем, что может произойти, если гуляешь один.
Декабрь Дидактическая игра "Кто быстрее" Закрепить у детей знания сигналов светофора. Развивать память, координацию движений
Январь Беседа "Наблюдение за автобусом" Дать представление об особенностях автобуса (автобус заправляют бензином).
Февраль Дидактическая игра "Разрезанные картинки" Закрепить знания детей о видах транспорта
Март Беседа "В городском транспорте" Знакомить детей с правилами этичного поведения в городском транспорте
Апрель Дидактическая игра "Найди такой же знак" Закрепить знания детей о назначении дорожных знаков, умение использовать их в игре по назначению. Развивать память, сообразительность
Май Развлечение "Знакомство с Правилами дорожного движения" Закреплять знания детей о Правилах дорожного движения (действиях пешеходов на сигналы светофора, где и когда можно переходить улицу, правила поведения на улице). Систематизировать знания детей о различных видах транспорта. Воспитывать культуру поведения на улице

 

План работы в старшей группе

Проведение

Форма Тема Цели
Сентябрь Беседа "Пора не пора - не ходи со двора" Уточнить знания детей о правилах поведения на улице: не играть на проезжей части, кататься на велосипеде во дворе или на детской площадке
Октябрь Беседа "Мостовая - для машин, тротуары - для пешехода" Уточнить представления детей о правилах уличного движения (проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для переходов). Продолжать знакомить с правилами дорожного движения по обочине, убедить в необходимости соблюдать их
Ноябрь Беседа "О полосатой "зебре" и дорожном знаке "Пешеходный переход"" Расширять у детей знания Правил дорожного движения (улицу можно переходи" в специальных местах - наземных и подземных переходах), напомнить о значении дорожного знака "Пешеходный переход". Дать представление о дорожном знаке "Движение пешеходов запрещено"
Декабрь Беседа "Красный, желтый, зеленый" Уточнить у детей знание значений сигналов светофора. Развивать внимание
Январь Беседа "Что такое перекресток?" Рассмотреть иллюстрацию с изображением оживленного перекрестка. Побуждать детей к внимательному прослушиванию короткого рассказа, учить ставить вопросы к прочитанному
Февраль Беседа "Наблюдение за автобусом" Дать представление об особенностях автобуса (автобус заправляют бензином).
Март Дидактическая игра "Найди и расскажи" Упражнять в умении находить названный ведущим дорожный знак, рассказывать о его назначении. Развивать интерес к изучению дорожных знаков
Апрель Беседа "Катание на велосипеде, самокате, роликах в черте города" Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правилам поведения в таких ситуациях
Май Беседа "Если ты гуляешь один" Развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности во время прогулки без взрослых. Формировать навыки поведения в отношениях с незнакомыми людьми. Закреплять правило "Не трогать на улице незнакомые предметы"

 

План работы в подготовительной к школе группе

Проведение

Форма Тема Цели
Сентябрь Беседа "Знай и выполняй правила уличного движения" Закрепить знания правил уличного движения: люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора, детям играть у дорог и на тротуаре нельзя, транспорт ездит по правой стороне мостовой. Закрепить знание назначения сигналов светофора, уметь определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей
Октябрь Беседа "Зачем нужны дорожные знаки" Закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки ("Пешеходный переход"); познакомить с новыми знаками ("зебра", "Внимание", "Осторожно, дети")
Ноябрь Дидактическая игра "Говорящие знаки" Учить узнавать дорожный знак по описанию
Декабрь Беседа "Улица села" Уточнить и закрепить знание детей о правилах поведения на улице, о различных видах транспорта, о Правилах дорожного движения
Январь Прогулка "Наблюдение за движением машин и работой водителя" Закреплять знания о назначении знаков "Двустороннее движение", "Пешеходный переход", "Движение пешеходов запрещено". Знакомить с сигнализацией машин, с дорожным знаком "Въезд запрещен". Воспитывать интерес и уважение к труду водителя
Февраль Прогулка "Наблюдение за работой сотрудника ДПС" Уточнить знания детей о работе сотрудника ДПС, объяснить значение его жестов. Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение ориентироваться на сигналы регулировщика.
Март Прогулка "Остановка пассажирского транспорта" Расширять представления детей о пассажирском транспорте, правилах поведения на остановке, в общественном транспорте
Апрель Беседа "Опасные участки на пешеходной части улицы" Знакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности
Май Игра-КВН "Лучший пешеход" Закреплять знания Правил дорожного движения, дорожных знаков. Воспитывать стремление знать и соблюдать Правила дорожного движения, умение применять их в жизни. Приучать выполнять правила культурного поведения на улице.

 

Конспект НОД по ПДД "Зеленый, Желтый, Красный"
(средняя группа)

Програмные задачи:
• закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах;
• систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении;
• развивать наблюдательность, зрительную память;
• развивать умение отвечать полным ответом.

Материал:
• макеты с изображением улицы и различных ситуаций на дороге;
• макет светофора;
• костюм светофора.

Предварительная работа:

Проблемно-поисковая беседа: "Наши друзья на дороге", рассматривание картин о дорожных знаках, о светофоре, заучивание стихов.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку по нашему городу. Представьте, что мы вышли из детского сада на улицу и пошли пешком.
(на доске висит макет с изображением улицы с пешеходным переходом, машинами и пешеходами)
Воспитатель: Как сейчас мы называемся?
Дети: Пешеходы
Воспитатель: Как называется дорожка, по которой ходят пешеходы?
Дети: Тротуар
Воспитатель: Посмотрите, сколько много машин ездят по дороге, а кто знает, как называется эта дорога?
Дети: Проезжая часть
Воспитатель: Ребята, мы живем в большом красивом городе с зелеными широкими улицами и проспектами. По ним движутся много легковых и грузовых автомашин, едут троллейбусы, автобусы и никто никому не мешает. Это потому что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы должны строго соблюдать установленные правила дорожного движения. А запомнить их побыстрее нам поможет наш сегодняшний друг, который пришел к нам в гости. А вот и он (стучится). Пойду встречу его, а вы сидите тихонечко. Он очень любит, когда ребята ведут себя хорошо (воспитатель выходит, входит уже в костюме светофора)
Светофор: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Светофор: Я вежливый и строгий,
Я известен на весь мир,
Я на улице широкой
Самый главный командир!
Кто я?
Дети: Светофор
Светофор: А зачем я нужен, ребята?
Дети: Чтобы регулировать движение
Светофор: Посмотрите, у меня есть три сигнала огонька: зеленый, желтый и красный. А кто мне может сказать, в каком порядке они расположены?
Дети: Наверху находится красный свет, посередине расположен желтый, а в самом низу находится зеленый свет
Светофор: А сейчас каждый из них сам про себя расскажет
(выходят трое детей-огонечков)
Красный:
Самый строгий - красный свет
Стой! Дроги дальше нет,
Путь для всех закрыт!
Светофор: А для чего нужен красный свет, ребята?
Дети: Красный свет напоминает об опасности (пожарные машины), на красный свет мы стоим и дрогу не переходим
Желтый:
Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет:
Жди! Увидишь скоро желтый
В середине свет!
Светофор: А зачем нужен желтый свет?
Дети: Желтый свет значит приготовиться. Водитель издалека видит желтый свет и сбавляет скорость. И мы должны быть внимательны, увидев желтый свет светофора. Желтый - те, кто работает на дорогах - бульдозеры, катки, которые укладывают асфальт. И дорожные рабочие одеты в желтые костюмы.
Зеленый:
А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он - препятствий нет,
Смело в путь иди!
Светофор: А что обозначает зеленый свет светофора?
Дети: А вот зеленый спокойный, приятный цвет. Цвет травы и листьев. Когда загорится зеленый глаз светофора, мы можем переходить через дорогу спокойно, но вначале внимательно посмотрев по сторонам
Светофор: Молодцы, ребята! Садитесь!
(огонечки садятся)
Светофор: Ребята, а хотите поиграть в игру?
Дети: Да
(на доске два черных прямоугольника)
Светофор: Она называется "Кто быстрее соберет светофор". Мне нужно двое помощников. Кто хочет мне помочь?
(выходят двое детей)
Светофор: Ребята, ваша задача - как можно быстрее расставить по порядку все цвета светофора
(каждому из детей раздается по три кружка: зеленый, желтый и красный)
Светофор: Итак, начинаем!
(дети расставляют кружки в определенном порядке)
Светофор: Посмотрите, ребята, правильно они сделали?
Дети: Да
Светофор: Молодцы, садитесь! А еще я приготовил для всех загадки. У меня есть помощники, называются они дорожные знаки. Вы слышали про них?
Дети: Да
Светофор: Сейчас я проверю, насколько хорошо вы их знаете. Итак, первая загадка, слушайте внимательно!

1. По полоскам черно-белым
Пешеход шагает смело
Кто из вас, ребята, знает
Знак о чем предупреждает?
Дай машине тихий ход -
Дети: Пешеходный переход
(выставляется знак "Пешеходный переход")
Светофор: Ребята, а кто может мне сказать, зачем нужен этот знак?
Дети: Он показывает нам, где можно переходить дорогу

2. Под дорогою нора
Кто быстрее всех смекнет
Почему под ней с утра
Ходят люди взад-вперед?
Дети: Подземный переход
(выставляется знак "Подземный переход")
Светофор: А о чем говорит нам этот знак?
Дети: Когда нам встречается знак "Подземный переход" значит в этом месте можно переходить дорогу только по подземному переходу, потому что по другому переходить улицу в этом месте очень опасно

3. Ездят здесь одни машины
Грозно их мелькают шины
У тебя велосипед?
Значит стоп! Дроги нет!
Дети: Движение на велосипедах запрещено
(выставляется знак "Движение на велосипедах запрещено")
Светофор: А о чем говорит нам этот знак?
Дети: Этот знак нас предупреждает о том, что здесь ездить на велосипедах очень опасно

4. В белом треугольнике
С окоемкой красной
Человечкам-школьникам
Очень безопасно
Этот знак дорожный
Знают все на свете
Будьте осторожны,
На дороге -
Дети: Дети
(выставляется знак "Осторожно, дети")

Светофор: А о чем говорит нам этот знак?
Дети: Этот знак обозначает "Осторожно, дети".Водитель издалека видит этот знак и сбавляет скорость, потому что в этом месте дорогу могут переходить дети
Светофор: А где обычно ставят такие знаки?
Дети: Около школ, гимназий, лицеев
Светофор: Вот видите, сколько у меня помощников на дороге! А сейчас мы с вами превратимся в шоферов. А кто это такие?
Дети: Те, кто сидят за рулем автомобиля?

Физминутка "Мы - шоферы"
(дети должны показывать движения)
Едем, едем на машине (движение рулем)
Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)
Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)
Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)
Дворники считают капли
Вправо, влево - чистота! ("дворники")
Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)
Мы шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх)
(дети садятся)

Светофор: А пока мы с вами ездили, посмотрите, что происходит на дороге
(вывешивает поочередно плакаты с изображением различных ситуаций на дороге)
Светофор: Что вы видите на этой картинке?
Дети: Двое волчат играют в мяч на проезжей части
Светофор: И что с ними случилось?
Дети: Они попали в больницу
Светофор: А почему?
Дети: Потому что по дороге ездят машины и играть на ней в мячик очень опасно
Светофор: А что тут происходит?
Дети: Медвежонок едет на велосипеде в неразрешенном месте
Светофор: И что с ним случилось?
Дети: Он попал в больницу
Светофор: А как вы думаете, почему это произошло?
Дети: Потому что медвежонок не обратил внимание на знак, который висит на дороге: "Движение на велосипедах запрещено"
Светофор: А что тут происходит?
Дети: Две курицы стоят и разговаривают посередине дороги
Светофор: И что с ним случилось?
Дети: Они попали в больницу
Светофор: А как вы думаете, почему это произошло?
Дети: Потому что они отвлеклись на разговоры и не заметили движущиеся автомобили. На дороге разговаривать ни в коем случае нельзя!
Светофор: А вот и мой знакомый - заяц! Посмотрите, что он делает?
Дети: Он переходит дорогу на красный свет светофора
Светофор: И что с ним случилось?
Дети: Он попал в больницу
Светофор: А как вы думаете, почему это произошло?
Дети: Потому что заяц переходит дорогу, даже не посмотрев, какой свет светофора сейчас горит
Светофор: А какой свет горел?
Дети: Красный
Светофор: А на красный свет можно переходить дорогу?
Дети: Нет!
Светофор: Какие вы молодцы, ребята! Как вы хорошо знаете правила дорожного движения! Теперь я за вас спокоен! Теперь я точно знаю, что с вами ничего не случится. А мне пора дальше, в путь, к другим ребятам, которых я должен научить, как нужно себя вести на дороге. До свидания!
Дети: До свидания!
(светофор уходит, снимает костюм, выходит ведущий)
Воспитатель: Ну что, ребята, понравилось вам путешествовать вместе со светофором?
Дети: Да
Воспитатель: Позовем его еще к нам в гости?
Дети: Да
Воспитатель: На этом наше занятие закончено, будьте внимательны, думайте о безопасности.

 

Конспект НОД по ПДД "Мой друг - Светофор"
(средняя группа)

Цель: Закрепить представление детей о назначении светофора, о его сигналах, о цвете - красный, желтый, зелёный. Развивать речевую и двигательную активность детей. Воспитывать умение применять в повседневной жизни полученные знания.

Материал: Макет и костюм светофора, три флажка и три воздушных шарика красного, жёлтого и зелёного цветов, макеты рулей машины.

Ход занятия:

Занятие проходит в зале, оформленном под улицу с перекрёстком и светофором.
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали?
Дети: В зал.
Воспитатель: Что нам напоминает наш зал?
Дети: Улицу.
Воспитатель: Мы с вами, ребята, находимся на перекрёстке улиц. А сейчас я вам загадаю загадку. Вы её внимательно послушайте и скажите, про что она.
Три моих волшебных глаза
Управляют всеми сразу.
Я моргну - пойдут машины,
Встанут женщины, мужчины.
Отвечайте вместе хором.
Как зовусь я?
Дети: Светофором.
Воспитатель: Правильно, ребята - это светофор.
Появляется светофор.
Светофорик: Здравствуйте, ребята. Я - светофорик и я хочу, чтобы вы послушали обо мне стихотворение:
Светофор.
М.Пляцковский.
Стоп машина, стоп мотор,
Тормози скорей шофёр.
Красный глаз глядит в упор,
Это строгий светофор.
Вид он грозный напускает,
Дальше ехать не пускает.
Обождал шофёр немножко,
Снова выглянул в окошко.
Светофор на этот раз
Показал зелёный глаз.
Подмигнул и говорит:
"Ехать можно - путь открыт".
Воспитатель: Ребята, кто самый главный на перекрёстке?
Дети: Светофор.
Воспитатель: Правильно, ребята, на этом перекрёстке самый главный светофор. Он помогает машинам и людям. А как он помогает?
Дети:
Воспитатель: Да, ребята, правильно. У светофора есть три глаза - три цвета. Какие цвета у светофора?
Дети: Красный, жёлтый, зелёный.
Воспитатель: Правильно. Молодцы, ребята! А как вы думаете, какой из этих трёх цветов светофора самый главный: красный, жёлтый или зелёный?
Дети:
Воспитатель: У светофора все цвета главные. Ребята, вот загорелся красный свет у светофора. О чём он нам говорит?
Дети:
Воспитатель: Правильно, красный просит нас остановиться и подождать другой цвет светофора. А о чём нам говорит жёлтый свет светофора?
Дети:
Воспитатель: Правильно, молодцы. Жёлтый цвет светофора просит нас приготовиться. А к чему приготовиться?
Дети:
Воспитатель: Правильно, умницы и умники у меня ребята. Жёлтый свет просит нас приготовиться к тому, что скоро загорится зелёный свет. А что нам говорит зелёный цвет светофора?
Дети:
Воспитатель: Зелёный свет нам говорит: "Проходите, путь открыт".
Светофорик: Какие ребята молодцы, столько много про меня знают.
Воспитатель: Светофорик, а у тебя есть игра? Поиграй с нами.
Светофорик: С удовольствием я поиграю с вами. У меня есть любимая игра - она так и называется "Светофор". Послушайте внимательно, как надо в неё играть: если я подниму красный флажок - вы должны стоять, если жёлтый флажок подниму - то вы должны присесть, а зелёный флажок подниму - шагать.
Проводится игра "Светофор".
Воспитатель: Ребята, сейчас вы были пешеходами, а теперь вы шофера, сидите за рулём машины. Вот вам рули. Светофорик, а у тебя есть игра для шоферов?
Светофорик: Да, есть. Называется она "Машины и светофор". Вы будете ехать по этой круговой дороге. Если у светофора загорелся красный свет, то шофера должны остановить свои машины. На жёлтый - приготовиться, а на зелёный ехать. А кто ошибается, то есть нарушит правило движения, того я буду сажать на скамеечку.
Проводится игра "Машины и светофор".
Воспитатель: Ребята, а сейчас послушайте загадку.
Я глазищами моргаю неустанно день и ночь,
Я машинам помогаю и тебе хочу помочь.
Дети: Светофор.
Воспитатель: Ребята, сегодня мне по дороге в детский сад попался зайка и подал мне светофоры. Он сказал, что лесные звери их приготовили для нас. Но они какие-то странные. Вот посмотрите на них, что напутали звери.
Проводится дидактическая игра: "Какой светофор правильный" - карточки с изображениями светофоров, у некоторых поменяны местами цвета.
Светофорик: Ребята, а вы молодцы. Быстро справились с заданием. А мне так понравилось с вами играть, что я хочу поиграть ещё в одну игру. Называется она "Три волшебных цвета". Если я покажу вам красный шарик, то вы стойте тихо, жёлтый - хлопайте в ладоши, а зелёный - маршируйте.
Проводится игра "Три волшебных цвета".
Воспитатель: Светофорик, а ребята знают про тебя стихи.
Светофорик: Я с удовольствием их послушаю.
Ребёнок: Если свет зажёгся красный,
Значит, двигаться опасно.
Свет зелёный говорит:
"Проходите, путь открыт!"
Ребёнок: Красный свет - проезда нет
Свет зелёный говорит:
"Проходите, путь открыт!"
Желтый свет предупрежденье -
Жди сигнала для движенья.
Воспитатель: Ребята, нам пора прощаться со Светофориком. Давайте скажем Светофорику спасибо за то, что он помог нам разобраться в своих сигналах.
Дети благодарят Светофорика.
Светофорик: Мне очень понравилось, ребята, с вами играть. И я надеюсь, что вы запомните, что означают мои цвета: Красный -
Дети: Стой,
Светофорик: Желтый -
Дети: Жди,
Светофорик: А зелёный -
Дети: Проходи.
Светофорик прощается с детьми и уходит.

"ИГРАЙ, ДА СМЕКАЙ!"

Дидактическая игра по ОО "Безопасность"
(старшая группа)

Цель:
1. Развивать умственные способности и зрительное восприятие;
2. Учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением;
3. Воспитывать самостоятельность, быстроту реакций, смекалку.

Материал и оборудование:
Карточки - знаки "Дети", "Пешеходный переход", "Движение пешеходов запрещено", "Пункт первой медицинской помощи", "Движение на велосипеде запрещено", "Пункт питания", "Телефон", Автозаправочная станция; игровое поле с окошками для карточек знаков и стихов.

Ход игры:
В игре участвуют 4 ребенка. Знаки на игровом поле в окошках лежат изображением вниз, над каждым знаком - стихотворение или загадка.
Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, ребенок рассказывает, что изображено на знаке и объясняет его назначение. Затем ребёнок переворачивает карточку, проверяя ответ. За правильный ответ выдаётся фишка. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Сценарий викторины
"Знатоки правил дорожного движения"
(Совместно с детьми и родителями)

1 ведущий:
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра,
Весна нам дарит звонкий праздник,
И главный гость на нем - игра.
Она наш друг - большой и умный,
Не даст скучать и унывать,
Затеет спор, веселый, шумный,
Поможет новое узнать.
2-й ведущий:
- Сегодня в викторине "Знатоки правил дорожного движения" участвуют три команды: красные, желтые и зеленые. В каждой команде по две пары: девочка с папой, мальчик с мамой. На ваших столах лежат конверты с заданиями. Я задаю вопрос. Ответ обсуждает вся команда, а дает его один из игроков. На обдумывание - одна минута, когда время истекает, звучит сигнал. Команда, готовая ответить, поднимает карточку. Если ответ дан полный и правильный, команда получает балл. За досрочный ответ команда может получить два балла. Есть в нашей викторине и музыкальные паузы для отдыха команд.
1 ведущий:
Ответы команд оценивает жюри, в составе которого: сотрудник городской Госавтоинспекции, заведующий МДОУ и старший воспитатель.
2 ведущий:
Помни правила движения,
Как таблицу умножения,
Знай всегда их назубок.
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила,
Шофер и пешеход!
1 ведущий: Итак, мы начинаем.
Проблемная ситуация: Оля везет коляску с куклой. Дима едет на трехколесном велосипеде. Мама ведет за руку Свету.
Кто из них пассажир, а кто пешеход? Кого называют пассажирами, а кого пешеходами?
Закон улиц и дорог очень добрый: он охраняет от страшного несчастья, бережет жизнь, но он очень суров к тем, кто его не выполняет. Поэтому только постоянное соблюдение правил позволяет смело переходить проезжую часть. Вспомните и назовите основные правила дорожного движения.
Движеньем полон город -
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день и ночь горят.
И там, где днем трамваи
Звенят со всех сторон,
Нельзя ходить зевая,
Нельзя считать ворон.
2 ведущий: (предлагает участникам расставить дорожные знаки).
Здесь на посту в любое время
Дежурит ловкий постовой,
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
- Расскажите о работе регулировщика и объясните значение его жестов.
1 ведущий: (предлагает командам отгадать загадки).
Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем.
Только лучше правь рулем! (Велосипед, мотоцикл.)
Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус, троллейбус.)
Добежала зебра до угла
И на мостовую прилегла.
И оставила свои полоски
Навсегда лежать на перекрестке. (Пешеходный переход "зебра".)
Тут и вилка, тут и ложка:
Подзаправились немножко,
Накормили и собаку.
Говорим "спасибо" знаку. (Пункт питания.)
2 ведущий: (вопросы)
- В нашем городе много делается для того, чтобы на дорогах было безопасно, хорошо и удобно пешеходам. Для этого прокладывают новые хорошие дороги. Вам за одну минуту надо просмотреть фотографии с изображением улиц нашего города и рассказать о них (на фотографии - три улицы близлежащего микрорайона).
1 ведущий:
Обстоятельный и строгий,
Знаменит я на весь мир.
И на улице широкой -
Самый главный командир.
О чем это стихотворение? Придумайте, пожалуйста, сказку о светофоре.
После этого следует музыкальная пауза. Музыкальный руководитель проигрывает песни. Участники должны вспомнить название, автора каждой из них и пропеть песню до конца.
2 ведущий: (Вопросы)
К сожалению, на наших дорогах еще встречаются невнимательные пешеходы и водители, по чьей вине происходят дорожно-транспортные происшествия, аварии. Если с кем-нибудь в дороге случилась беда, что нужно сделать?
Посмотрите внимательно на эти картинки (5 сюжетов). Скажите, какие нарушения допустили дети и как надо поступить в этой ситуации?
1 ведущий: (предлагает участникам викторины за минуту сделать аппликацию грузовой машины).
Подводятся итоги и вручаются призы.

Правила надо не только знать, но и выполнять!
(конспект интегрированного занятия, старшая группа)

Программное содержание:
• закреплять представления детей о различных видах транспорта;
• формировать у дошкольников навыки разумного поведения на дороге, учить правильно вести себя в опасных ситуациях;
• довести до сознания детей, что безопасность пешехода зависит в первую очередь от его правильного поведения на улице, в транспорте;
• развивать воображение детей, учить предвидеть опасные ситуации;
• закреплять знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице посредством художественно-творческой деятельности.

Материал: картина с изображением перекрёстка, дорожные знаки, палочки Кюизенера, кисти, гуашь, акварель, фломастеры, цветные карандаши, бумага.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает детям загадки, дети отгадывают:
Что за чудо - целый дом,
Окна светлые кругом?
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус, автомобиль)

Мчусь, держась за провода.
Не заблужусь я никогда.
(Троллейбус)

Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой.
Везёт всех за собой.
(Поезд)

Всё на свете он умеет:
Пашет, боронит и сеет,
Груз тяжёлый отвезёт,
Никогда не подведёт.
(Трактор)

Воспитатель:
- А как назвать все отгадки одним словом?
Дети:
- Наземный транспорт.
Воспитатель:
- А какие ещё виды транспорта вы знаете?
(Педагог подводит детей к различению видов транспорта: наземный, подземный, водный, воздушный.)
- Для каждого вида транспорта существуют свои правила, от выполнения которых зависит безопасность пассажиров и окружающих.

(Воспитатель предлагает детям подойти к столам и выполнить задание из палочек Кюизенера. Дети выкладывают с помощью кростиков различные виды транспорта. Воспитатель спрашивает у детей о том, что у них получилось.Дети называют (легковой автомобиль, грузовая машина, трактор, троллейбус, автобус, поезд).
Воспитатель:
- Молодцы, постарались! А скажите, транспорт - это хорошо или плохо? (Рассуждения детей)
- А какую пользу приносят машины? (Ответы детей)
- А что плохо? (Ответы детей)
Воспитатель:
Да, ребята, транспорт хорошо служит людям, с его помощью мы можем легко переместиться в любую точку нашей Земли, он помогает нам во всём. Но плохо, когда аварии на дорогах, погибают люди, животные, загрязняется воздух, окружающая среда.
А вдруг бы заявил шофёр:
"Мне наплевать на светофор!"-
И как попало ездить стал.
Ушёл бы постовой с поста.
Трамвай бы ехал, как умел,
Ходил бы каждый, как хотел.

Да…Там, где улица была,
Где ты ходить привык,
Невероятные дела произошли бы вмиг!

Сигналы, крики то и знай:
Машины - прямо на трамвай,
Трамвай наехал на машину,
Машина врезалась в витрину…

Но нет: стоит на мостовой
Регулировщик-постовой.
Висит трёхглазый светофор
И знает правила шофёр.

Воспитатель:
- Дети, о чём говорится в стихотворении?
- Почему так произошло?
(Ответы детей)
- Правильно. Ни машины, ни люди не выполняли правила дорожного движения. И что может ещё произойти, если так будет всегда и каждый будет делать на дороге то, что ему захочется…
(Воспитатель вместе с детьми придумывает невероятную ситуацию, которая могла бы произойти в том случае, если бы правила дорожного движения были отменены, или если бы их совсем не было.
В конечном итоге, воспитатель подводит их к выводу о том, что правила дорожного движения просто необходимы и выполнять их должен каждый).
Воспитатель:
- Избежать опасных ситуаций и травм на дороге помогают людям дорожные знаки. Ребята, а какие дорожные знаки вы знаете?
(Дети называют знаки: пешеходный переход-зебра, перекрёсток, "осторожно, дети", остановка автобуса и т.п.)
Воспитатель предлагает детям нарисовать "Как правильно вести себя на дороге!"
(По окончании дети комментируют свои работы).

Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Вы меня порадовали, но главное, чтобы вы не только помнили правила дорожного движения, но и всегда их выполняли.

Сценарий мастер-класса
по обучению детей правилам дорожного движения в семье

Воспитатель:
Уважаемые родители!
В нашем дошкольном учреждении проходила тематическая неделя по правилам безопасности на дороге "Зелёный огонёк".
Вашему вниманию была представлена наглядная информация "Безопасность детей - забота и ответственность взрослых", в каждой группе оформлены уголки безопасности, прошли занятия, игры, развлечения по безопасности на дороге.
Мы считаем, что это очень важное дело и хотели бы узнать, как эту работу вы проводите с детьми дома.
Результаты анкетирования родителей показали, что в некоторых семьях работа по безопасности детей слабо организована. А большинство семей признают эту работу очень важной и необходимой.
Мы пригласили на наш мастер-класс семью и хотим попросить их поделиться своим опытом по организации работы по обучению правилам дорожного движения своего ребенка дома.

мама:
Мы живем вблизи транспортной магистрали, и меня всегда очень волновал вопрос безопасности моего ребенка. Мы долго думали, как организовать эту работу дома.
По пути в детский сад объясняли сыну, как надо вести себя на дороге, заучивали четверостишия, на примерах других людей показывали, как не надо поступать.
Но ребенок быстро забывал все то, что мы говорили. И тогда мы с мужем решили организовать работу в игровой форме.
Для этого я читала четверостишия с главным героем Торопыжкой:

Перед вами Торопыжка,
Сорванец и шалунишка!
Он веселый, озорной,
Непоседливый, смешной.

Всем хорош, но вот беда -
Он торопится всегда.

Из-за своей торопливости он попадал на дороге в различные ситуации:
Вот на улицу вприпрыжку
Выбегает Торопыжка.
По асфальту шуршат шины -
Едут разные машины.

После этого вместе с сыном пытались изобразить прочитанное таким образом: я рисовала, а Саша (ребенок) разукрашивал.
Во время этого процесса мы заучивали четверостишие.
Утром по дороге в детский сад мы его вспоминали.
Через некоторое время подобной работы ребенок сам стал просить продолжить эту игру. И мы решили создать целую книгу, которую сейчас я предоставляю вашему вниманию.
(Родители рассматривают книжку-самоделку "Про правила дорожного движения")

папа:
Эта работа меня очень заинтересовала, но я не умею рисовать, а если и умею, то только машины.

воспитатель:
Очень хорошо, машины нам пригодятся!
Я приглашаю Вас и желающих принять участие в мастер-классе.
(Выходят двое родителей).
Мама: читает четверостишие:
Торопыжка по дороге
К магазину побежал.
В это время на дороге
Появился самосвал.
Шофер мальчика увидел -
Самосвал остановил,
А не то бы Торопыжка
Под колеса угодил.

воспитатель:
О ком говорится в стихотворении?

Родители:
О мальчике, который не знает правила безопасности на дороге и водителе, который вовремя остановил самосвал.

воспитатель:
Вот перед вами картинки, вырезанные из старых детских книжек. Вам необходимо выбрать картинки, подходящие по содержанию стихотворения и наклеить их на лист.
(По окончании работы родители рассматривают картинку, а Светлана Вячеславовна предлагает еще раз прослушать отрывок и обыграть его - Андрей Николаевич будет водителем самосвала, а Вера Николаевна будет Торопыжкой).

мама:
Подобную работу можно заменить лепкой, изготовлением поделок из подручного материала, проявив свою фантазию, творчество, умения.
Главное в этой работе то, что накапливается наглядно-познавательный материал, а ребенок в игровой форме с использованием различных видов деятельности намного лучше усваивает важные для жизни азы безопасности поведения на дороге.
Да, сегодня Торопыжка
Много нового узнал
Про дороги, перекрестки,
Мотоцикл и самосвал.
И потом на Дне Рожденья
Торопыжка не молчал.
Он про правила движенья
Всем ребятам рассказал!
Чтобы правила движенья
Все ребята знали.
Чтоб на улице они
Все их выполняли!

Воспитатель:
Мы хотели бы поблагодарить Вас за интересный опыт работы по важному разделу обеспечения безопасности детей на дороге и предложить всем родителям применять его в обучении своих детей. Кроме того, я надеюсь, что к следующей встрече у многих родителей появится свой опыт, не менее интересный и познавательный, а главное - очень нужный и жизненно необходимый для безопасности детей.
Делаем родителям
Предостережение:
Обучите деток
Правилам движения.

Чтоб не волновались вы
Каждый день за них,
Чтоб машины мчались
Только мимо них!

МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ДОУ ПО ПДД

Наглядные пособия, дидактические материалы:

Дидактические карточки дорожные знаки
Доска по дороге в детский сад
Книжка - Правила дорожного движения
Набор плакатов: Азбука юного пешехода
Набор плакатов: Дорожная азбука
Папка передвижка "Осторожно на дороге!"
Стол - доска с изображением схем дорожного движения и дорожных знаков

Настольные игры

Викторина по ПДД
Дидактическая игра "Дети и дорога"
Домино с изображением дорожных знаков
Игра "Красный, желтый, зеленый"
Игра "Крутые гонки"
Игра "Правила дорожного движения для маленьких"
Правила дорожного движения
Транспорт. Игра в дорогу

КНИЖНЫЙ ФОНД

1. Полынова В.К., Дмитренко З.С., Подопригорова С.П., и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс 2010 г.
2. Извекова Н.А., Правила дорожного движения. - Москва "Просвещение", 1985 г.
3. Авдеева Н.Н., КнязеваО.Л., Стеркина Р.Б. - Безопасность. Москва Издательство АСТ ЛТД, 1997 г.
4. Поддубная Л.Б. - ОБЖ (подготовительная группа). Корифей, Волгоград 2005 г.
5. Извекова Н.А.,Медведева А.Ф., Полякова Л.Б., Федотова А.Н. - Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста, Творчиский центр "Сфера", Москва 2006 г.
6. Поддубная Л.Б. - Волгоград: ИТД "Корифей"
7. Бережкова М., Гонсалес Ж., - Азбука дорожного движения для малышей. Мироздание