ПЛАН
мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
на 2018-2019 учебный год
Младшая группа |
Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Блок "Ребенок на улице" | |||
Прогулка "Знакомство с улицей" | Прогулка "Путешествие по улице" | Беседа "Пора, не пора - не ходи со двора" | Беседа "Знай и выполняй правила уличного движения" |
Прогулка "Путешествие по улице" | Прогулка "Правила для пешеходов" | Беседа "Мостовая - для машин, тротуар - для пешехода" | Беседа "Зачем нужны дорожные знаки" |
Прогулка "Знакомство с улицей" | Беседа "Где можно и где нельзя играть" | Беседа "О полосатой зебре" и дорожном знаке "Пешеходный переход" | Дидактическая игра "Говорящие знаки" |
Прогулка "Рассматривание грузового автомобиля" | Дидактическая игра "Кто быстрее" | Беседа "Красный, желтый, зеленый" | Беседа "Улица города" |
Беседа "Какие бывают машины" | Беседа "Сравнительное наблюдение за автобусом" | Беседа "Что такое перекресток?" | Прогулка "Наблюдение за движением машин и работой водителя" |
Дидактическая игра "Сложи транспорт из частей" | Дидактическая игра "Разрезанные картинки" | Беседа "Сравнительное наблюдение за автобусом" | Прогулка "Наблюдение за работой сотрудника ДПС" |
Дидактическая игра: "Какой знак спрятан?" | Дидактическая игра "Сложи транспорт из частей" | Дидактическая игра "Найди и расскажи" | Беседа "Что такое перекресток?" |
Беседа: "Волшебные полоски" (рисование "зебры") | Дидактическая игра "Найди такой же знак" | Беседа "Катание на велосипеде, самокате, роликах" | Беседа "Опасные участки на пешеходной части улицы" |
Сюжетно-ролевая игра "Поездка на автобусе" | Развлечение "Знакомство с Правилами дорожного движения" | Беседа "Если ты гуляешь один" | Игра-КВН "Лучший пешеход" |
Планирование воспитательно-образовательной работы
План работы в младшей группе
Проведение |
Форма | Тема | Цели |
Сентябрь | Прогулка | "Знакомство с улицей" | Уточнить представления детей об улице, дороге, тротуаре, о грузовых и легковых автомобилях. Дать элементарные знания о проведении на улице. |
Октябрь | Прогулка | "Путешествие по улице" | Дополнить представления детей об улице новыми сведениями (дома имеют разное назначение: в одних живут люди, в других находятся учреждения - магазины, школа, почта и т.п. Машины движутся по проезжей части улицы. Движение машин может быть односторонним и двусторонним. Проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией).. |
Ноябрь | Беседа | "Где можно и где нельзя играть" | Познакомить детей с тем, что может произойти, если гуляешь один. |
Декабрь | Прогулка | "Рассматривание грузового автомобиля" | Познакомить детей с основными частями грузовика (кабина, кузов, дверь, окна, руль); уточнить знания о работе шофера (управляет автомобилем, перевозит грузы); закрепить представление, полученное на целевой прогулке (грузовая машина перевозит бензин, продукты, кирпичи и т.п) |
Январь | Беседа | "Какие бывают машины" | Познакомить детей с различными видами транспорта. Закрепить умение находить нужный цвет по образцу и действовать по сигналу. Закрепить умение находить нужный транспорт по картинке, знать виды транспорта; уметь действовать по сигналу. |
Февраль | Дидактическая игра | "Сложи транспорт из частей" | Закрепить знания детей о частях знакомых видов транспорта. Закрепить умение детей соотносить части с образцом, развивать память, координацию движений. |
Март | Дидактическая игра | "Какой знак спрятан?" | Развивать зрительную память. Закреплять знание дорожных знаков. |
Апрель | Беседа | "Волшебные полоски" (рисование "зебры") | Познакомить детей с пешеходным переходом; помочь запомнить, для чего он нужен, где его можно увидеть. |
Май | Сюжетно-ролевая игра | "Поездка на автобусе" | Учить детей правильно вести себя в общественном транспорте - автобусе. |
План работы в средней группе
Проведение |
Форма | Тема | Цели |
Сентябрь | Прогулка | "Путешествие по улице" | Дополнить представления детей об улице новыми сведениями (дома имеют разное назначение: в одних живут люди, в других находятся учреждения - магазины, школа, почта и т.п. Машины движутся по проезжей части улицы. Движение машин может быть односторонним и двусторонним. Проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией).. |
Октябрь | Прогулка | "Правила для пешеходов" | Познакомить детей с некоторыми правилам передвижения пешеходов по улице, с понятиями "пешеход", "наземный (подземный) переход" |
Ноябрь | Прогулка | "Где можно и где нельзя играть" | Познакомить детей с тем, что может произойти, если гуляешь один. |
Декабрь | Дидактическая игра | "Кто быстрее" | Закрепить у детей знания сигналов светофора. Развивать память, координацию движений |
Январь | Беседа | "Наблюдение за автобусом" | Дать представление об особенностях автобуса (автобус заправляют бензином). |
Февраль | Дидактическая игра | "Разрезанные картинки" | Закрепить знания детей о видах транспорта |
Март | Беседа | "В городском транспорте" | Знакомить детей с правилами этичного поведения в городском транспорте |
Апрель | Дидактическая игра | "Найди такой же знак" | Закрепить знания детей о назначении дорожных знаков, умение использовать их в игре по назначению. Развивать память, сообразительность |
Май | Развлечение | "Знакомство с Правилами дорожного движения" | Закреплять знания детей о Правилах дорожного движения (действиях пешеходов на сигналы светофора, где и когда можно переходить улицу, правила поведения на улице). Систематизировать знания детей о различных видах транспорта. Воспитывать культуру поведения на улице |
План работы в старшей группе
Проведение |
Форма | Тема | Цели |
Сентябрь | Беседа | "Пора не пора - не ходи со двора" | Уточнить знания детей о правилах поведения на улице: не играть на проезжей части, кататься на велосипеде во дворе или на детской площадке |
Октябрь | Беседа | "Мостовая - для машин, тротуары - для пешехода" | Уточнить представления детей о правилах уличного движения (проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для переходов). Продолжать знакомить с правилами дорожного движения по обочине, убедить в необходимости соблюдать их |
Ноябрь | Беседа | "О полосатой "зебре" и дорожном знаке "Пешеходный переход"" | Расширять у детей знания Правил дорожного движения (улицу можно переходи" в специальных местах - наземных и подземных переходах), напомнить о значении дорожного знака "Пешеходный переход". Дать представление о дорожном знаке "Движение пешеходов запрещено" |
Декабрь | Беседа | "Красный, желтый, зеленый" | Уточнить у детей знание значений сигналов светофора. Развивать внимание |
Январь | Беседа | "Что такое перекресток?" | Рассмотреть иллюстрацию с изображением оживленного перекрестка. Побуждать детей к внимательному прослушиванию короткого рассказа, учить ставить вопросы к прочитанному |
Февраль | Беседа | "Наблюдение за автобусом" | Дать представление об особенностях автобуса (автобус заправляют бензином). |
Март | Дидактическая игра | "Найди и расскажи" | Упражнять в умении находить названный ведущим дорожный знак, рассказывать о его назначении. Развивать интерес к изучению дорожных знаков |
Апрель | Беседа | "Катание на велосипеде, самокате, роликах в черте города" | Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правилам поведения в таких ситуациях |
Май | Беседа | "Если ты гуляешь один" | Развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности во время прогулки без взрослых. Формировать навыки поведения в отношениях с незнакомыми людьми. Закреплять правило "Не трогать на улице незнакомые предметы" |
План работы в подготовительной к школе группе
Проведение |
Форма | Тема | Цели |
Сентябрь | Беседа | "Знай и выполняй правила уличного движения" | Закрепить знания правил уличного движения: люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора, детям играть у дорог и на тротуаре нельзя, транспорт ездит по правой стороне мостовой. Закрепить знание назначения сигналов светофора, уметь определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей |
Октябрь | Беседа | "Зачем нужны дорожные знаки" | Закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки ("Пешеходный переход"); познакомить с новыми знаками ("зебра", "Внимание", "Осторожно, дети") |
Ноябрь | Дидактическая игра | "Говорящие знаки" | Учить узнавать дорожный знак по описанию |
Декабрь | Беседа | "Улица села" | Уточнить и закрепить знание детей о правилах поведения на улице, о различных видах транспорта, о Правилах дорожного движения |
Январь | Прогулка | "Наблюдение за движением машин и работой водителя" | Закреплять знания о назначении знаков "Двустороннее движение", "Пешеходный переход", "Движение пешеходов запрещено". Знакомить с сигнализацией машин, с дорожным знаком "Въезд запрещен". Воспитывать интерес и уважение к труду водителя |
Февраль | Прогулка | "Наблюдение за работой сотрудника ДПС" | Уточнить знания детей о работе сотрудника ДПС, объяснить значение его жестов. Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение ориентироваться на сигналы регулировщика. |
Март | Прогулка | "Остановка пассажирского транспорта" | Расширять представления детей о пассажирском транспорте, правилах поведения на остановке, в общественном транспорте |
Апрель | Беседа | "Опасные участки на пешеходной части улицы" | Знакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности |
Май | Игра-КВН | "Лучший пешеход" | Закреплять знания Правил дорожного движения, дорожных знаков. Воспитывать стремление знать и соблюдать Правила дорожного движения, умение применять их в жизни. Приучать выполнять правила культурного поведения на улице. |
Конспект НОД по ПДД "Зеленый, Желтый, Красный"
(средняя группа)
Програмные задачи:
• закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах;
• систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении;
• развивать наблюдательность, зрительную память;
• развивать умение отвечать полным ответом.
Материал:
• макеты с изображением улицы и различных ситуаций на дороге;
• макет светофора;
• костюм светофора.
Предварительная работа:
Проблемно-поисковая беседа: "Наши друзья на дороге", рассматривание картин о дорожных знаках, о светофоре, заучивание стихов.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку по нашему городу. Представьте, что мы вышли из детского сада на улицу и пошли пешком.
(на доске висит макет с изображением улицы с пешеходным переходом, машинами и пешеходами)
Воспитатель: Как сейчас мы называемся?
Дети: Пешеходы
Воспитатель: Как называется дорожка, по которой ходят пешеходы?
Дети: Тротуар
Воспитатель: Посмотрите, сколько много машин ездят по дороге, а кто знает, как называется эта дорога?
Дети: Проезжая часть
Воспитатель: Ребята, мы живем в большом красивом городе с зелеными широкими улицами и проспектами. По ним движутся много легковых и грузовых автомашин, едут троллейбусы, автобусы и никто никому не мешает. Это потому что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы должны строго соблюдать установленные правила дорожного движения. А запомнить их побыстрее нам поможет наш сегодняшний друг, который пришел к нам в гости. А вот и он (стучится). Пойду встречу его, а вы сидите тихонечко. Он очень любит, когда ребята ведут себя хорошо (воспитатель выходит, входит уже в костюме светофора)
Светофор: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Светофор: Я вежливый и строгий,
Я известен на весь мир,
Я на улице широкой
Самый главный командир!
Кто я?
Дети: Светофор
Светофор: А зачем я нужен, ребята?
Дети: Чтобы регулировать движение
Светофор: Посмотрите, у меня есть три сигнала огонька: зеленый, желтый и красный. А кто мне может сказать, в каком порядке они расположены?
Дети: Наверху находится красный свет, посередине расположен желтый, а в самом низу находится зеленый свет
Светофор: А сейчас каждый из них сам про себя расскажет
(выходят трое детей-огонечков)
Красный:
Самый строгий - красный свет
Стой! Дроги дальше нет,
Путь для всех закрыт!
Светофор: А для чего нужен красный свет, ребята?
Дети: Красный свет напоминает об опасности (пожарные машины), на красный свет мы стоим и дрогу не переходим
Желтый:
Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет:
Жди! Увидишь скоро желтый
В середине свет!
Светофор: А зачем нужен желтый свет?
Дети: Желтый свет значит приготовиться. Водитель издалека видит желтый свет и сбавляет скорость. И мы должны быть внимательны, увидев желтый свет светофора. Желтый - те, кто работает на дорогах - бульдозеры, катки, которые укладывают асфальт. И дорожные рабочие одеты в желтые костюмы.
Зеленый:
А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он - препятствий нет,
Смело в путь иди!
Светофор: А что обозначает зеленый свет светофора?
Дети: А вот зеленый спокойный, приятный цвет. Цвет травы и листьев. Когда загорится зеленый глаз светофора, мы можем переходить через дорогу спокойно, но вначале внимательно посмотрев по сторонам
Светофор: Молодцы, ребята! Садитесь!
(огонечки садятся)
Светофор: Ребята, а хотите поиграть в игру?
Дети: Да
(на доске два черных прямоугольника)
Светофор: Она называется "Кто быстрее соберет светофор". Мне нужно двое помощников. Кто хочет мне помочь?
(выходят двое детей)
Светофор: Ребята, ваша задача - как можно быстрее расставить по порядку все цвета светофора
(каждому из детей раздается по три кружка: зеленый, желтый и красный)
Светофор: Итак, начинаем!
(дети расставляют кружки в определенном порядке)
Светофор: Посмотрите, ребята, правильно они сделали?
Дети: Да
Светофор: Молодцы, садитесь! А еще я приготовил для всех загадки. У меня есть помощники, называются они дорожные знаки. Вы слышали про них?
Дети: Да
Светофор: Сейчас я проверю, насколько хорошо вы их знаете. Итак, первая загадка, слушайте внимательно!
1. По полоскам черно-белым
Пешеход шагает смело
Кто из вас, ребята, знает
Знак о чем предупреждает?
Дай машине тихий ход -
Дети: Пешеходный переход
(выставляется знак "Пешеходный переход")
Светофор: Ребята, а кто может мне сказать, зачем нужен этот знак?
Дети: Он показывает нам, где можно переходить дорогу
2. Под дорогою нора
Кто быстрее всех смекнет
Почему под ней с утра
Ходят люди взад-вперед?
Дети: Подземный переход
(выставляется знак "Подземный переход")
Светофор: А о чем говорит нам этот знак?
Дети: Когда нам встречается знак "Подземный переход" значит в этом месте можно переходить дорогу только по подземному переходу, потому что по другому переходить улицу в этом месте очень опасно
3. Ездят здесь одни машины
Грозно их мелькают шины
У тебя велосипед?
Значит стоп! Дроги нет!
Дети: Движение на велосипедах запрещено
(выставляется знак "Движение на велосипедах запрещено")
Светофор: А о чем говорит нам этот знак?
Дети: Этот знак нас предупреждает о том, что здесь ездить на велосипедах очень опасно
4. В белом треугольнике
С окоемкой красной
Человечкам-школьникам
Очень безопасно
Этот знак дорожный
Знают все на свете
Будьте осторожны,
На дороге -
Дети: Дети
(выставляется знак "Осторожно, дети")
Светофор: А о чем говорит нам этот знак?
Дети: Этот знак обозначает "Осторожно, дети".Водитель издалека видит этот знак и сбавляет скорость, потому что в этом месте дорогу могут переходить дети
Светофор: А где обычно ставят такие знаки?
Дети: Около школ, гимназий, лицеев
Светофор: Вот видите, сколько у меня помощников на дороге! А сейчас мы с вами превратимся в шоферов. А кто это такие?
Дети: Те, кто сидят за рулем автомобиля?
Физминутка "Мы - шоферы"
(дети должны показывать движения)
Едем, едем на машине (движение рулем)
Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)
Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)
Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)
Дворники считают капли
Вправо, влево - чистота! ("дворники")
Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)
Мы шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх)
(дети садятся)
Светофор: А пока мы с вами ездили, посмотрите, что происходит на дороге
(вывешивает поочередно плакаты с изображением различных ситуаций на дороге)
Светофор: Что вы видите на этой картинке?
Дети: Двое волчат играют в мяч на проезжей части
Светофор: И что с ними случилось?
Дети: Они попали в больницу
Светофор: А почему?
Дети: Потому что по дороге ездят машины и играть на ней в мячик очень опасно
Светофор: А что тут происходит?
Дети: Медвежонок едет на велосипеде в неразрешенном месте
Светофор: И что с ним случилось?
Дети: Он попал в больницу
Светофор: А как вы думаете, почему это произошло?
Дети: Потому что медвежонок не обратил внимание на знак, который висит на дороге: "Движение на велосипедах запрещено"
Светофор: А что тут происходит?
Дети: Две курицы стоят и разговаривают посередине дороги
Светофор: И что с ним случилось?
Дети: Они попали в больницу
Светофор: А как вы думаете, почему это произошло?
Дети: Потому что они отвлеклись на разговоры и не заметили движущиеся автомобили. На дороге разговаривать ни в коем случае нельзя!
Светофор: А вот и мой знакомый - заяц! Посмотрите, что он делает?
Дети: Он переходит дорогу на красный свет светофора
Светофор: И что с ним случилось?
Дети: Он попал в больницу
Светофор: А как вы думаете, почему это произошло?
Дети: Потому что заяц переходит дорогу, даже не посмотрев, какой свет светофора сейчас горит
Светофор: А какой свет горел?
Дети: Красный
Светофор: А на красный свет можно переходить дорогу?
Дети: Нет!
Светофор: Какие вы молодцы, ребята! Как вы хорошо знаете правила дорожного движения! Теперь я за вас спокоен! Теперь я точно знаю, что с вами ничего не случится. А мне пора дальше, в путь, к другим ребятам, которых я должен научить, как нужно себя вести на дороге. До свидания!
Дети: До свидания!
(светофор уходит, снимает костюм, выходит ведущий)
Воспитатель: Ну что, ребята, понравилось вам путешествовать вместе со светофором?
Дети: Да
Воспитатель: Позовем его еще к нам в гости?
Дети: Да
Воспитатель: На этом наше занятие закончено, будьте внимательны, думайте о безопасности.
Конспект НОД по ПДД "Мой друг - Светофор"
(средняя группа)
Цель: Закрепить представление детей о назначении светофора, о его сигналах, о цвете - красный, желтый, зелёный. Развивать речевую и двигательную активность детей. Воспитывать умение применять в повседневной жизни полученные знания.
Материал: Макет и костюм светофора, три флажка и три воздушных шарика красного, жёлтого и зелёного цветов, макеты рулей машины.
Ход занятия:
Занятие проходит в зале, оформленном под улицу с перекрёстком и светофором.
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали?
Дети: В зал.
Воспитатель: Что нам напоминает наш зал?
Дети: Улицу.
Воспитатель: Мы с вами, ребята, находимся на перекрёстке улиц. А сейчас я вам загадаю загадку. Вы её внимательно послушайте и скажите, про что она.
Три моих волшебных глаза
Управляют всеми сразу.
Я моргну - пойдут машины,
Встанут женщины, мужчины.
Отвечайте вместе хором.
Как зовусь я?
Дети: Светофором.
Воспитатель: Правильно, ребята - это светофор.
Появляется светофор.
Светофорик: Здравствуйте, ребята. Я - светофорик и я хочу, чтобы вы послушали обо мне стихотворение:
Светофор.
М.Пляцковский.
Стоп машина, стоп мотор,
Тормози скорей шофёр.
Красный глаз глядит в упор,
Это строгий светофор.
Вид он грозный напускает,
Дальше ехать не пускает.
Обождал шофёр немножко,
Снова выглянул в окошко.
Светофор на этот раз
Показал зелёный глаз.
Подмигнул и говорит:
"Ехать можно - путь открыт".
Воспитатель: Ребята, кто самый главный на перекрёстке?
Дети: Светофор.
Воспитатель: Правильно, ребята, на этом перекрёстке самый главный светофор. Он помогает машинам и людям. А как он помогает?
Дети:
Воспитатель: Да, ребята, правильно. У светофора есть три глаза - три цвета. Какие цвета у светофора?
Дети: Красный, жёлтый, зелёный.
Воспитатель: Правильно. Молодцы, ребята! А как вы думаете, какой из этих трёх цветов светофора самый главный: красный, жёлтый или зелёный?
Дети:
Воспитатель: У светофора все цвета главные. Ребята, вот загорелся красный свет у светофора. О чём он нам говорит?
Дети:
Воспитатель: Правильно, красный просит нас остановиться и подождать другой цвет светофора. А о чём нам говорит жёлтый свет светофора?
Дети:
Воспитатель: Правильно, молодцы. Жёлтый цвет светофора просит нас приготовиться. А к чему приготовиться?
Дети:
Воспитатель: Правильно, умницы и умники у меня ребята. Жёлтый свет просит нас приготовиться к тому, что скоро загорится зелёный свет. А что нам говорит зелёный цвет светофора?
Дети:
Воспитатель: Зелёный свет нам говорит: "Проходите, путь открыт".
Светофорик: Какие ребята молодцы, столько много про меня знают.
Воспитатель: Светофорик, а у тебя есть игра? Поиграй с нами.
Светофорик: С удовольствием я поиграю с вами. У меня есть любимая игра - она так и называется "Светофор". Послушайте внимательно, как надо в неё играть: если я подниму красный флажок - вы должны стоять, если жёлтый флажок подниму - то вы должны присесть, а зелёный флажок подниму - шагать.
Проводится игра "Светофор".
Воспитатель: Ребята, сейчас вы были пешеходами, а теперь вы шофера, сидите за рулём машины. Вот вам рули. Светофорик, а у тебя есть игра для шоферов?
Светофорик: Да, есть. Называется она "Машины и светофор". Вы будете ехать по этой круговой дороге. Если у светофора загорелся красный свет, то шофера должны остановить свои машины. На жёлтый - приготовиться, а на зелёный ехать. А кто ошибается, то есть нарушит правило движения, того я буду сажать на скамеечку.
Проводится игра "Машины и светофор".
Воспитатель: Ребята, а сейчас послушайте загадку.
Я глазищами моргаю неустанно день и ночь,
Я машинам помогаю и тебе хочу помочь.
Дети: Светофор.
Воспитатель: Ребята, сегодня мне по дороге в детский сад попался зайка и подал мне светофоры. Он сказал, что лесные звери их приготовили для нас. Но они какие-то странные. Вот посмотрите на них, что напутали звери.
Проводится дидактическая игра: "Какой светофор правильный" - карточки с изображениями светофоров, у некоторых поменяны местами цвета.
Светофорик: Ребята, а вы молодцы. Быстро справились с заданием. А мне так понравилось с вами играть, что я хочу поиграть ещё в одну игру. Называется она "Три волшебных цвета". Если я покажу вам красный шарик, то вы стойте тихо, жёлтый - хлопайте в ладоши, а зелёный - маршируйте.
Проводится игра "Три волшебных цвета".
Воспитатель: Светофорик, а ребята знают про тебя стихи.
Светофорик: Я с удовольствием их послушаю.
Ребёнок: Если свет зажёгся красный,
Значит, двигаться опасно.
Свет зелёный говорит:
"Проходите, путь открыт!"
Ребёнок: Красный свет - проезда нет
Свет зелёный говорит:
"Проходите, путь открыт!"
Желтый свет предупрежденье -
Жди сигнала для движенья.
Воспитатель: Ребята, нам пора прощаться со Светофориком. Давайте скажем Светофорику спасибо за то, что он помог нам разобраться в своих сигналах.
Дети благодарят Светофорика.
Светофорик: Мне очень понравилось, ребята, с вами играть. И я надеюсь, что вы запомните, что означают мои цвета: Красный -
Дети: Стой,
Светофорик: Желтый -
Дети: Жди,
Светофорик: А зелёный -
Дети: Проходи.
Светофорик прощается с детьми и уходит.
"ИГРАЙ, ДА СМЕКАЙ!"
Дидактическая игра по ОО "Безопасность"
(старшая группа)
Цель:
1. Развивать умственные способности и зрительное восприятие;
2. Учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением;
3. Воспитывать самостоятельность, быстроту реакций, смекалку.
Материал и оборудование:
Карточки - знаки "Дети", "Пешеходный переход", "Движение пешеходов запрещено", "Пункт первой медицинской помощи", "Движение на велосипеде запрещено", "Пункт питания", "Телефон", Автозаправочная станция; игровое поле с окошками для карточек знаков и стихов.
Ход игры:
В игре участвуют 4 ребенка. Знаки на игровом поле в окошках лежат изображением вниз, над каждым знаком - стихотворение или загадка.
Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, ребенок рассказывает, что изображено на знаке и объясняет его назначение. Затем ребёнок переворачивает карточку, проверяя ответ. За правильный ответ выдаётся фишка. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
Сценарий викторины
"Знатоки правил дорожного движения"
(Совместно с детьми и родителями)
1 ведущий:
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра,
Весна нам дарит звонкий праздник,
И главный гость на нем - игра.
Она наш друг - большой и умный,
Не даст скучать и унывать,
Затеет спор, веселый, шумный,
Поможет новое узнать.
2-й ведущий:
- Сегодня в викторине "Знатоки правил дорожного движения" участвуют три команды: красные, желтые и зеленые. В каждой команде по две пары: девочка с папой, мальчик с мамой. На ваших столах лежат конверты с заданиями. Я задаю вопрос. Ответ обсуждает вся команда, а дает его один из игроков. На обдумывание - одна минута, когда время истекает, звучит сигнал. Команда, готовая ответить, поднимает карточку. Если ответ дан полный и правильный, команда получает балл. За досрочный ответ команда может получить два балла. Есть в нашей викторине и музыкальные паузы для отдыха команд.
1 ведущий:
Ответы команд оценивает жюри, в составе которого: сотрудник городской Госавтоинспекции, заведующий МДОУ и старший воспитатель.
2 ведущий:
Помни правила движения,
Как таблицу умножения,
Знай всегда их назубок.
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила,
Шофер и пешеход!
1 ведущий: Итак, мы начинаем.
Проблемная ситуация: Оля везет коляску с куклой. Дима едет на трехколесном велосипеде. Мама ведет за руку Свету.
Кто из них пассажир, а кто пешеход? Кого называют пассажирами, а кого пешеходами?
Закон улиц и дорог очень добрый: он охраняет от страшного несчастья, бережет жизнь, но он очень суров к тем, кто его не выполняет. Поэтому только постоянное соблюдение правил позволяет смело переходить проезжую часть. Вспомните и назовите основные правила дорожного движения.
Движеньем полон город -
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день и ночь горят.
И там, где днем трамваи
Звенят со всех сторон,
Нельзя ходить зевая,
Нельзя считать ворон.
2 ведущий: (предлагает участникам расставить дорожные знаки).
Здесь на посту в любое время
Дежурит ловкий постовой,
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
- Расскажите о работе регулировщика и объясните значение его жестов.
1 ведущий: (предлагает командам отгадать загадки).
Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем.
Только лучше правь рулем! (Велосипед, мотоцикл.)
Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус, троллейбус.)
Добежала зебра до угла
И на мостовую прилегла.
И оставила свои полоски
Навсегда лежать на перекрестке. (Пешеходный переход "зебра".)
Тут и вилка, тут и ложка:
Подзаправились немножко,
Накормили и собаку.
Говорим "спасибо" знаку. (Пункт питания.)
2 ведущий: (вопросы)
- В нашем городе много делается для того, чтобы на дорогах было безопасно, хорошо и удобно пешеходам. Для этого прокладывают новые хорошие дороги. Вам за одну минуту надо просмотреть фотографии с изображением улиц нашего города и рассказать о них (на фотографии - три улицы близлежащего микрорайона).
1 ведущий:
Обстоятельный и строгий,
Знаменит я на весь мир.
И на улице широкой -
Самый главный командир.
О чем это стихотворение? Придумайте, пожалуйста, сказку о светофоре.
После этого следует музыкальная пауза. Музыкальный руководитель проигрывает песни. Участники должны вспомнить название, автора каждой из них и пропеть песню до конца.
2 ведущий: (Вопросы)
К сожалению, на наших дорогах еще встречаются невнимательные пешеходы и водители, по чьей вине происходят дорожно-транспортные происшествия, аварии. Если с кем-нибудь в дороге случилась беда, что нужно сделать?
Посмотрите внимательно на эти картинки (5 сюжетов). Скажите, какие нарушения допустили дети и как надо поступить в этой ситуации?
1 ведущий: (предлагает участникам викторины за минуту сделать аппликацию грузовой машины).
Подводятся итоги и вручаются призы.
Правила надо не только знать, но и выполнять!
(конспект интегрированного занятия, старшая группа)
Программное содержание:
• закреплять представления детей о различных видах транспорта;
• формировать у дошкольников навыки разумного поведения на дороге, учить правильно вести себя в опасных ситуациях;
• довести до сознания детей, что безопасность пешехода зависит в первую очередь от его правильного поведения на улице, в транспорте;
• развивать воображение детей, учить предвидеть опасные ситуации;
• закреплять знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице посредством художественно-творческой деятельности.
Материал: картина с изображением перекрёстка, дорожные знаки, палочки Кюизенера, кисти, гуашь, акварель, фломастеры, цветные карандаши, бумага.
Ход занятия:
Воспитатель загадывает детям загадки, дети отгадывают:
Что за чудо - целый дом,
Окна светлые кругом?
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус, автомобиль)
Мчусь, держась за провода.
Не заблужусь я никогда.
(Троллейбус)
Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой.
Везёт всех за собой.
(Поезд)
Всё на свете он умеет:
Пашет, боронит и сеет,
Груз тяжёлый отвезёт,
Никогда не подведёт.
(Трактор)
Воспитатель:
- А как назвать все отгадки одним словом?
Дети:
- Наземный транспорт.
Воспитатель:
- А какие ещё виды транспорта вы знаете?
(Педагог подводит детей к различению видов транспорта: наземный, подземный, водный, воздушный.)
- Для каждого вида транспорта существуют свои правила, от выполнения которых зависит безопасность пассажиров и окружающих.
(Воспитатель предлагает детям подойти к столам и выполнить задание из палочек Кюизенера. Дети выкладывают с помощью кростиков различные виды транспорта. Воспитатель спрашивает у детей о том, что у них получилось.Дети называют (легковой автомобиль, грузовая машина, трактор, троллейбус, автобус, поезд).
Воспитатель:
- Молодцы, постарались! А скажите, транспорт - это хорошо или плохо? (Рассуждения детей)
- А какую пользу приносят машины? (Ответы детей)
- А что плохо? (Ответы детей)
Воспитатель:
Да, ребята, транспорт хорошо служит людям, с его помощью мы можем легко переместиться в любую точку нашей Земли, он помогает нам во всём. Но плохо, когда аварии на дорогах, погибают люди, животные, загрязняется воздух, окружающая среда.
А вдруг бы заявил шофёр:
"Мне наплевать на светофор!"-
И как попало ездить стал.
Ушёл бы постовой с поста.
Трамвай бы ехал, как умел,
Ходил бы каждый, как хотел.
Да…Там, где улица была,
Где ты ходить привык,
Невероятные дела произошли бы вмиг!
Сигналы, крики то и знай:
Машины - прямо на трамвай,
Трамвай наехал на машину,
Машина врезалась в витрину…
Но нет: стоит на мостовой
Регулировщик-постовой.
Висит трёхглазый светофор
И знает правила шофёр.
Воспитатель:
- Дети, о чём говорится в стихотворении?
- Почему так произошло?
(Ответы детей)
- Правильно. Ни машины, ни люди не выполняли правила дорожного движения. И что может ещё произойти, если так будет всегда и каждый будет делать на дороге то, что ему захочется…
(Воспитатель вместе с детьми придумывает невероятную ситуацию, которая могла бы произойти в том случае, если бы правила дорожного движения были отменены, или если бы их совсем не было.
В конечном итоге, воспитатель подводит их к выводу о том, что правила дорожного движения просто необходимы и выполнять их должен каждый).
Воспитатель:
- Избежать опасных ситуаций и травм на дороге помогают людям дорожные знаки. Ребята, а какие дорожные знаки вы знаете?
(Дети называют знаки: пешеходный переход-зебра, перекрёсток, "осторожно, дети", остановка автобуса и т.п.)
Воспитатель предлагает детям нарисовать "Как правильно вести себя на дороге!"
(По окончании дети комментируют свои работы).
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Вы меня порадовали, но главное, чтобы вы не только помнили правила дорожного движения, но и всегда их выполняли.
Сценарий мастер-класса
по обучению детей правилам дорожного движения в семье
Воспитатель:
Уважаемые родители!
В нашем дошкольном учреждении проходила тематическая неделя по правилам безопасности на дороге "Зелёный огонёк".
Вашему вниманию была представлена наглядная информация "Безопасность детей - забота и ответственность взрослых", в каждой группе оформлены уголки безопасности, прошли занятия, игры, развлечения по безопасности на дороге.
Мы считаем, что это очень важное дело и хотели бы узнать, как эту работу вы проводите с детьми дома.
Результаты анкетирования родителей показали, что в некоторых семьях работа по безопасности детей слабо организована. А большинство семей признают эту работу очень важной и необходимой.
Мы пригласили на наш мастер-класс семью и хотим попросить их поделиться своим опытом по организации работы по обучению правилам дорожного движения своего ребенка дома.
мама:
Мы живем вблизи транспортной магистрали, и меня всегда очень волновал вопрос безопасности моего ребенка. Мы долго думали, как организовать эту работу дома.
По пути в детский сад объясняли сыну, как надо вести себя на дороге, заучивали четверостишия, на примерах других людей показывали, как не надо поступать.
Но ребенок быстро забывал все то, что мы говорили. И тогда мы с мужем решили организовать работу в игровой форме.
Для этого я читала четверостишия с главным героем Торопыжкой:
Перед вами Торопыжка,
Сорванец и шалунишка!
Он веселый, озорной,
Непоседливый, смешной.
Всем хорош, но вот беда -
Он торопится всегда.
Из-за своей торопливости он попадал на дороге в различные ситуации:
Вот на улицу вприпрыжку
Выбегает Торопыжка.
По асфальту шуршат шины -
Едут разные машины.
После этого вместе с сыном пытались изобразить прочитанное таким образом: я рисовала, а Саша (ребенок) разукрашивал.
Во время этого процесса мы заучивали четверостишие.
Утром по дороге в детский сад мы его вспоминали.
Через некоторое время подобной работы ребенок сам стал просить продолжить эту игру. И мы решили создать целую книгу, которую сейчас я предоставляю вашему вниманию.
(Родители рассматривают книжку-самоделку "Про правила дорожного движения")
папа:
Эта работа меня очень заинтересовала, но я не умею рисовать, а если и умею, то только машины.
воспитатель:
Очень хорошо, машины нам пригодятся!
Я приглашаю Вас и желающих принять участие в мастер-классе.
(Выходят двое родителей).
Мама: читает четверостишие:
Торопыжка по дороге
К магазину побежал.
В это время на дороге
Появился самосвал.
Шофер мальчика увидел -
Самосвал остановил,
А не то бы Торопыжка
Под колеса угодил.
воспитатель:
О ком говорится в стихотворении?
Родители:
О мальчике, который не знает правила безопасности на дороге и водителе, который вовремя остановил самосвал.
воспитатель:
Вот перед вами картинки, вырезанные из старых детских книжек. Вам необходимо выбрать картинки, подходящие по содержанию стихотворения и наклеить их на лист.
(По окончании работы родители рассматривают картинку, а Светлана Вячеславовна предлагает еще раз прослушать отрывок и обыграть его - Андрей Николаевич будет водителем самосвала, а Вера Николаевна будет Торопыжкой).
мама:
Подобную работу можно заменить лепкой, изготовлением поделок из подручного материала, проявив свою фантазию, творчество, умения.
Главное в этой работе то, что накапливается наглядно-познавательный материал, а ребенок в игровой форме с использованием различных видов деятельности намного лучше усваивает важные для жизни азы безопасности поведения на дороге.
Да, сегодня Торопыжка
Много нового узнал
Про дороги, перекрестки,
Мотоцикл и самосвал.
И потом на Дне Рожденья
Торопыжка не молчал.
Он про правила движенья
Всем ребятам рассказал!
Чтобы правила движенья
Все ребята знали.
Чтоб на улице они
Все их выполняли!
Воспитатель:
Мы хотели бы поблагодарить Вас за интересный опыт работы по важному разделу обеспечения безопасности детей на дороге и предложить всем родителям применять его в обучении своих детей. Кроме того, я надеюсь, что к следующей встрече у многих родителей появится свой опыт, не менее интересный и познавательный, а главное - очень нужный и жизненно необходимый для безопасности детей.
Делаем родителям
Предостережение:
Обучите деток
Правилам движения.
Чтоб не волновались вы
Каждый день за них,
Чтоб машины мчались
Только мимо них!
МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ДОУ ПО ПДД
Наглядные пособия, дидактические материалы:
Дидактические карточки дорожные знаки
Доска по дороге в детский сад
Книжка - Правила дорожного движения
Набор плакатов: Азбука юного пешехода
Набор плакатов: Дорожная азбука
Папка передвижка "Осторожно на дороге!"
Стол - доска с изображением схем дорожного движения и дорожных знаков
Настольные игры
Викторина по ПДД
Дидактическая игра "Дети и дорога"
Домино с изображением дорожных знаков
Игра "Красный, желтый, зеленый"
Игра "Крутые гонки"
Игра "Правила дорожного движения для маленьких"
Правила дорожного движения
Транспорт. Игра в дорогу
КНИЖНЫЙ ФОНД
1. Полынова В.К., Дмитренко З.С., Подопригорова С.П., и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс 2010 г.
2. Извекова Н.А., Правила дорожного движения. - Москва "Просвещение", 1985 г.
3. Авдеева Н.Н., КнязеваО.Л., Стеркина Р.Б. - Безопасность. Москва Издательство АСТ ЛТД, 1997 г.
4. Поддубная Л.Б. - ОБЖ (подготовительная группа). Корифей, Волгоград 2005 г.
5. Извекова Н.А.,Медведева А.Ф., Полякова Л.Б., Федотова А.Н. - Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста, Творчиский центр "Сфера", Москва 2006 г.
6. Поддубная Л.Б. - Волгоград: ИТД "Корифей"
7. Бережкова М., Гонсалес Ж., - Азбука дорожного движения для малышей. Мироздание