Положение о мониторинге (системе оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО)

 

1. Область применения

1.1. Положение распространяется на педагогический состав (педагоги групп детского сада, педагоги-специалисты, старший воспитатель) МБДОУ.

2. Общие положения (нормативные ссылки)

2.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" от 29.12.2012 №273-ФЗ;
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, действующим с 01.01.2014;
Конвенцией ООН о правах ребёнка;
СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 29.05.2013, № 28564;
Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Аленушка" (далее по тексту МБДОУ).
2.2. Цель мониторинга - определение эффективности педагогических действий и лежащих в основе их дальнейшего планирования, условий необходимых для создания социальной ситуации развития детей.

3. Основные понятия

Под педагогической диагностикой понимается такая оценка развития детей, которая необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми, для получения "обратной связи" в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. При этом согласно требованиям Стандарта такая оценка индивидуального развития детей, прежде всего, является профессиональным инструментом педагога, которым он может воспользоваться при необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализации Программы.
Мониторинг освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) является системой работы и имеет определенные этапы реализации: сбор, обработка, распространение и хранение информации об уровне освоения детьми ООП ДО в контексте оценки качества дошкольного образования.

4. Цель и задачи оценки индивидуального развития дошкольников.

4.1. Цель оценки индивидуального развития дошкольников - выявление результативности образовательного процесса как основы педагогического планирования и проектирования условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей.
4.2. 3адачи:
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
• Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:
• деятельностных умений;
• интересов, предпочтений, склонностей ребенка;
• личностных особенностей ребенка;
• особенностей его взаимодействия со сверстниками, со взрослыми.
Мониторинг направлен на отслеживание результативности дошкольного образования, а именно:
1. Качества результатов деятельности педагогического коллектива МДОУ, выявление степени решения целевых задач: охрана жизни и укрепление здоровья детей, развитие детей дошкольного возраста, взаимодействие и поддержка семьи в процессе воспитания, степени готовности ребенка к школьному обучению;
2. Качества педагогического процесса, реализуемого в дошкольном образовательном учреждении:
образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструктивной, музыкальной, чтения художественной литературы) и в ходе режимных моментов;
организации самостоятельной деятельности детей;
взаимодействия с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
3. Качества условий деятельности дошкольного образовательного учреждения:
• особенности профессиональной компетентности педагогов;
• развивающая предметно-пространственная среда.

5. Организация проведения оценки индивидуального развития дошкольников

5.1. Оценка индивидуального развития осуществляется через отслеживание результатов освоения детьми образовательной программы.
5.2. Оценка индивидуального развития осуществляется в течение времени пребывания ребенка в группе (исключая время, отведенное на дневной сон).
5.3. Оценка индивидуального развития осуществляется через наблюдение, беседы, продукты детской деятельности, специальные диагностические ситуации, организуемые воспитателем 2 раза в год - в начале и в конце учебного года (сентябрь, май). В первом случае, она помогает выявить актуальный уровень деятельности, а во втором - наличие динамики ее развития.
5.4. Результаты оценки индивидуального развития предоставляется воспитателем методисту и оформляется в форме аналитической справки. В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа определяются цели и задачи планирования педагогической деятельности на следующий учебный год.
5.5. Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
Оценка определяется по 5-и балльной шкале:
• 1 балл - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
• 2 балла - ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
• 3 балла - ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
• 4 балла - ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
• 5 баллов - ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

6. Ответственность

6.1. За несоблюдение требований настоящего Положения несут ответственность следующие работники МБДОУ:
6.1.1. Руководитель МБДОУ:
• за не создание условий для индивидуализации образования детей.
6.1.2. Старший воспитатель МБДОУ:
• за неправильное применение требований настоящего Положения;
• за отсутствие контроля проведения диагностик и ведения соответствующей документации.
6.1.3. Педагоги групп детского сада, педагоги-специалисты:
за неправильное применение требований настоящего Положения:
• за искажение данных при подведении результатов;
• за несвоевременное осуществление педагогической (психологической диагностики);
• за отсутствие соответствующей документации по результатам диагностики, за небрежное её ведение.

7. Отчетность

7.1. Воспитатель в начале и конце года сдают результаты проведения оценки индивидуального развития методисту, который осуществляет мониторинг.

8. Документация

8.1. Материал оценки индивидуального развития, пособия для определения уровня индивидуального развития детей дошкольного возраста представлены в примерной образовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы".
8.2. Материалы оценки индивидуального развития для определения целевых ориентиров хранятся у воспитателей групп.
9. Порядок утверждения и внесения изменений в Положение
9.1. Настоящее Положение, любое изменение, дополнение к нему, а также решение о признании настоящего Положения утратившим силу утверждаются заведующим МБДОУ.