Страница логопеда
Зачем ребенку нужен логопед?
Целью логопедического воздействия является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ в целом, а именно:
- развитие общей речевой активности; накопление словаря;
- развитие физического речевого слуха;
- развитие грамматической стороны речи;
- обучение навыкам словообразования и словоизменения;
- развитие артикуляции; развитие связной речи;
- коррекция произношения.
Речевые дефекты сами собой не исчезают. Если их своевременно не устранить, то нарушения закрепляются, становятся стойкими.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются.
Обучение правильной речи осуществляется в процессе регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у вашего ребенка динамический стереотип грамотной и правильной речи.
Родителям необходимо знать, что дети к 5-ти годам должны называть:
- Своё имя, фамилию, возраст;
- Имя, фамилию своих родителей, их место работы;
- Свой домашний адрес;
- Всех членов своей семьи и родственников;
- Местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом);
- Время суток, их последовательность;
- Времена года, их последовательность (осень, зима, весна, лето);
- Названия детёнышей;
- Правую и левую руку;
- Основные и оттеночные цвета;
- Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
- Размер предметов: по длине, по высоте, по ширине, по толщине, по массе, по глубине, по объему;
- Формы вежливого обращения к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарностью, обидой, жалобой;
- Названия предметов и материалов, из которых они изготовлены (ткань, бумага, дерево, резина и др.);
- Названия живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух), трудовых процессов (кормление животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка стола);
- Слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения).
Дети должны уметь:
- Высказываться о себе, своём самочувствии, настроении и отвечать на соответствующие вопросы окружающихся;
- Употреблять существительные с обобщающим значением: мебель, овощи, фрукты, ягоды, животные.
- Правильно согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже;
- Образовывать форму мн. ч. существительных, обозначающих детенышей животных (употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах (лисята - лисят, медвежата - медвежат);
- Правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных (ложек, вилок, груш, яблок);
- Использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
- Задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу;
- Пересказывать небольшие сказки и рассказы;
- Составлять небольшие рассказы о предмете, по содержанию сюжетной картины;
- Правильно пользоваться количественным и порядковым счётом;
- Выделять идентичный объект (такой же формы, такого же размера, цвета) по образцу, схематическому изображению;
- Определять направление движений от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).
Зачем логопед задаёт домашние задания?
Написали мне в тетради
Трудное заданье.
Папа с мамою сказали:
"Что за наказанье!"
Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.
Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей - это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА?
- Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает логопед. Выдаётся тетрадь воспитателями группы в четверг или пятницу в вечерние часы.
- Домашние задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по10-15 минут работы).
Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время. Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания выполняются однократно.
- Все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка, не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов.
- Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия.
- Папку с индивидуальной рабочей тетрадью с выполненным домашним заданием, а так же прилагающиеся альбомы и карточки в аккуратном состоянии ребёнок приносит в детский сад в понедельник.
- Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.
- На протяжении всего учебного года проводятся консультации для родителей детей, посещающих группу. Во время консультации учитель - логопед покажет индивидуальные коррекционные приёмы работы с ребёнком, отметит его успехи, подчеркнёт особенности прохождения коррекционного процесса, обратит внимание на вызывающие затруднения задания и упражнения; подскажет, на что необходимо обратить внимание при выполнении домашнего задания.
ПАМЯТКА 1 - Заниматься с ребёнком дома ежедневно. 2 - Занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке. 3 - Время проведения занятий 10-15 минут. 4 - Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение. 5 - Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать. 6 - Все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка. 7 - Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого. 8 - Тетрадь с выполненным домашним заданием в понедельник ребёнок сдаёт воспитателю группы, а в пятницу получает новое задание. |
"Последовательность работы по коррекции нарушений звукопроизношения", памятка для родителей
"Роль семьи в автоматизации поставленных звуков", консультация для родителей
Картотека игр на развитие речевого дыхания без использования предметов и мелкой моторики рук
Игры и упражнения по развитию речи для детей 6-7 лет
Игры и упражнения для развития речи детей шестого года жизни
Коррекционно-логопедическая мини-газета "Речевичок", №1